med2000.ru - Библиотека Здоровья доктора Соколова

Оглавление med2000.ru

Клиники и медицинские центры
ЛЕЧЕНИЕ: Бесплодия Варикоцеле ВПЧ Гонореи Кондилом Молочницы Папиллом Парапроктита Половых инфекций Простатита Слабой эрекции Уретрита Хламидиоза Храпа Эректильной дисфункции

ВРАЧИ: Андролог Гинеколог ЛОР Проктолог Уролог УЗИ Гидроколонотерапия Интимная хирургия Биохимический анализ крови

Спросить спросить доктора доктора

Ваш подарок ждет Вас внизу этой страницы!

докторЧему не учат докторов.
Избранные главы из первого учебника по клиническому мышлению.

Заключение и упражнения

Упражнения

Осмотр по памяти

Для тренировки клинического мышления можно использовать следующее упражнение.

Выйдя от пациента, по дороге домой, в паузе на работе, необходимо вспомнить этого пациента.

Вам важно как можно точнее описать внешний вид пациента. Например, волосы - цвет, фактуру, состояние, кожу волосистой части головы, состояние корней. Глаза - форма, цвет и рисунок радужки, состояние зрачка, склер и т.д. И так по всему организму.

Важно понимать, что за это не ставят оценки, не выписывают наград и премий, не накладывают взыскания. Это Ваша игра для самого себя. Вы не можете в этой игре проиграть. Опишите ли Вы 20 или 50 признаков - все они Вам в плюс. Вы можете устроить соревнование сами с собой. У больного А удалось запомнить 23 признака, а у больного Б - 27. Получается, что соревнуясь с самим собой. Вы выиграли. А так как каждый пациент - тренировка, то Вы будете неминуемо каждый раз обыгрывать самого себя.

 

Вторая, довольно полезная и очень простая игра - что будет если?

Что будет с организмом, если в него попадет то или иное лекарство, тем или иным образом.

Это как бы "обратное решение" клинической задачи.

В данном случае, мы за отправную точку, за «печку», берем некое химическое вещество. Потом придаем ему форму - таблетки, инъекции, мази. Потом смотрим, как вещество, в том или ином виде, влияет на тот или иной организм. Новорожденного, подростка, взрослого. При таком-то или ином состоянии организма, при том или ином заболевании.

Наша задача, отталкиваясь от химии вне организма, понять химию внутри организма.

Чем дальше и глубже мы сможем зайти в своих рассуждениях, чем ветвистее, за счет возрастов, состояний, пола и пр. у «нашего» теоретического организма, будет древо наших рассуждений, тем лучше.

Как Вы понимаете, в этой игре так же невозможно проиграть или получить неуд. Итогом будет выигрыш и тренировка мышления.

 

Разновидностью игры «Что если» будет следующая тренировка.

Что если… цвет кожных покровов иктеричный? Что если ЧСС 200? Что если рвота?

Эту тренировку можно делать с любым руководством по дифдиагностике. Только сначала нужно дать самостоятельный ответ, а потом посмотреть количество ответов, предлагаемых руководством. Уверен, Вы сделаете много открытий, относительно как Ваших знаний, так и состояний организма гипотетического пациента.

 

Еще один вариант игры «что-если» - моделирование.

«Если у пациента гипертония, то…» При этом нужно помнить, что у самой гипертонии есть несколько причин возникновения.

В простейшем варианте, цепочка может состоять из названий симптомов. В нормальном варианте – из процессов. Из понимания на что, на какие процессы в органах и системах повлияет повышенное давление.

Например, если у пациента брадикардия, то, во-первых, какие процессы вызывают изменение ЧСС, а во-вторых, что будет следствием подобных изменений ЧСС, например, в легких, печени, мозге, а так же клетках, тканях и т.д.

Если у человека насморк - то может возникнуть отек евстахиевых труб - то может возникнуть катаральный отит - то может перейти в гнойный - то может возникнуть прободение - то возможна потеря слуха.

Это на уровне симптоматики.

А на уровне процесса это практически сразу дает врачу подсказку, что делать, т.к. он понимает, откуда отек взялся и каким лекарством он может этот отек уменьшить.

 

Очень полезной тренировкой мышления является так же «разбор».

Применять это можно как к лекарству, так и к диагнозу или исследованию.

Например, полезно на досуге проанализировать или прочитать, «а как же на самом деле действует парацетамол?», а что же «на самом деле доктор может увидеть на УЗИ», «что вырастает в посеве и почему только это, а что может вырасти еще, а что не вырастает и почему?» Поиск ответов на эти вопросы потребует понимания процессов, происходящих внутри или вне организма, выработает привычку думать не терминами и диагнозами, а процессами.

 

Другая игра, которая так же поможет развить клиническое мышление, - гипотеза.

Можно взять кубик и нарисовать таблицу со столбиками симптомов. Можно вместо кубика тыкать пальцем «в слепую» в чистый бланк листа осмотра пациента.

Рассмотрим игру на примере кубика и таблицы. Вам нужно нарисовать таблицу. Первый столбик, например, состояние кожи. В этот столбик необходимо вписать состояние тургора кожи, цвет кожных покровов, наличие сыпи. Можно вписать различные характеристики сыпи, можно вписать локализации. А можно этого не делать. Если не вводить в таблицу дополнительную конкретику, то образуется вариабельность ситуаций и ответов, что тоже не плохо, ибо на каком-то этапе Вам придется решить, где сыпь локализуется и какая она... и что, если сыпь и локализация иная.

Вот пример банального поля для этой игры.

Кожа: чистая, иктеричная, сыпь, бледная, красная, синюшная.

Температура: нормальная, субфебрильная, высокая, очень высокая, понижена, неизвестна.

Стул: нормальный, нет стула, понос, светлый, черный, овечий.

Теперь бросаем кубик «за каждый столбик».

Комбинация кубика 2-4-1, т.е. Желтуха, очень высокая температура, нормальный стул. Что же это может быть и почему?

Эта задача не для отметки. И правильных ответов не знает никто. Смысл этой задачи - тренировка мышления. Как визит в спортзал с целью тренировки мышц, а не с целью поднять груз больший, чем у остальных спортсменов в зале.

В этой задаче Вы так же соревнуетесь только сами с собой.

Когда Вы приготовите все колонки (а их количество и состав - это исключительно Ваша компетенция, но лучше, чтобы столбиков было больше трех), по шесть признаков в каждом столбце, бросайте кубик. Или тыкайте пальцем вслепую. Выпадет два - ваш признак второй в первом столбце. Кидайте второй раз. Выпадет пять - Ваш признак пятый во втором столбце.

Набрав, таким образом, три и более признака, Вам надо решить, какие изменения в организме могут вызвать появление данных симптомов. Предположив патогенез возникновения симптомов, Вам нужно предложить и схему лечения, т.е. схему коррекции этих симптомов и признаков, дабы привести теоретического больного к норме, к выздоровлению.

Вам сначала придется понять, лекарство с какими свойствами Вам нужно, и лишь потом отыскивать это лекарство в справочнике.

Очень хорошо, если симптомов будет много, если они будут совершенно неожиданны. Это приведет к тому, что Вы не сможете подогнать их под известные Вам диагнозы, и будете именно думать, а не подгонять.

Проиграть в этой игре, как Вы понимаете, тоже нельзя. Оценки за нее не ставят. А мышление развивается.

С каждой игрой, Ваш выигрыш будет увеличиваться.

 

Разновидностью этой игры, может быть обдумывание реального пациента, когда, уже поставив диагноз, назначив лечение, после ухода пациента Вы сами для себя отвергаете свой диагноз и пытаетесь определить, чем еще, какими процессами, могут быть вызваны данные симптомы. Возможно, это приведет Вас к интересным выводам для данного конкретного больного, а возможно. Ваше мышление заведет Вас в такие теоретические дебри, что Вам покажется фантастикой Ваше предположение... Но ведь и замкнутое кровообращение, атомарное строение материи, полеты в космос казались когда-то фантастикой...

 

Теоретическая медицина.

Если мы посмотрим на прогресс физики, то заметим, что эта наука развивается гораздо динамичнее, чем медицина.

Но вряд ли физика проще, чем медицина.

Однако в физике есть такая дисциплина, как теоретическая физика. В медицине есть оториноларингология, патанатомия, гистология, нефрология, но нет теоретической медицины.

При этом любой физик с легкостью докажет Вам, что теоретические мозги и экспериментаторские мозги - это две большие разницы.

Теоретики предлагают теорию. Эта теория существует лишь на бумаге. В какой-то момент появляется физик-экспериментатор, который придумывает эксперимент, способ проверить, подтвердить или опровергнуть теорию.

В медицине очень не хватает теоретиков.

При этом теории как раз есть. И они выдвигаются практиками, т.е. экспериментаторами. И сразу проверяются на пациентах. Далеко не всегда с успехом, а значит во вред пациентам.

Однако если бы существовал сайт, журнал, кафедра, сообщество теоретической медицины, то это позволило бы и подробно обсуждать теории, прежде чем внедрять их в практику, и разрабатывать безопасные и точные эксперименты, и развивать клиническое мышление врачей. Ибо теория на то и теория - ее под диагноз не подгонишь.

Вместе с тем, подвергая проблему теоретическому мозговому штурму, осматривая ее со всех сторон, обсуждая не после эксперимента, а до, можно разработать более точные схемы лечения, можно поставить четкие задачи фармакологам, точно сформулировать диагностические или лекарственные потребности современных врачей, современной медицины.

Наличие теоретической медицины как дисциплины, позволило бы прогнозировать, в том числе и появление новых заболеваний, эпидемий, готовиться к ним заранее, формулировать для фармотрасли и фармлабораторий четкие задачи, техзадания - лекарства с какими свойствами потребуется врачам в ближайшем или отдаленном будущем.

Теоретическая медицина могла бы задать вектор направления практической медицине, что значительно увеличило бы эффективность последней, так как врачи смогли бы не догонять уже случившуюся болезнь, ситуацию, а предвидеть, подготовиться, профилактировать новые риски и вызовы здоровью.

 

Послесловие

Наверно, всю эту книгу, можно было бы свести к одной фразе - думайте своей головой.

Не профессорской, не учебником, ни методичкой, не инструкцией, ни советом коллеги, ни рекламным буклетом аптекарей.

Каждый пациент уникален и не вписывается ни во что, что вы видели, диагностировали или лечили прежде.

Даже если окажется, что все-таки прежде лечили.

Перепроверяйте любой источник, книгу, авторитет. Перепроверяйте самого себя. Подвергайте сомнению свои диагнозы и логические построения. И тогда вы станете супер-доктором.

 

Автор будет рад прочитать Ваши замечания, дополнения, пожелания… и даже критику.
Письма можно присылать по адресу 2336694@gmail.com

Из книги Андрея Соколова "Чему не учат докторов"

Главы из книги "Чему не учат докторов" (по порядку)

Учителя, корифеи и авторитеты. А кто на самом деле лечит Вашего пациента?

Как устроена медицина

Разговор с пациентом

Общение с разными пациентами

Общение с коллегами

Советы старших

История болезни

Платно и бесплатно. Лечение и результат

Ожидание диагноза, болезни, лечения

Пугать или успокаивать пациента?

Диагноз

Диагнозы - индульгенции

Диагнозы, которых нет

Подогнать под диагноз

Модные диагнозы

Опора на анализы

Диагноз по анализу

Привычка и упрощения

Диагноз «на автомате»

Клиническое мышление. Как поставить диагноз?

Алгоритм постановки диагноза (1)

Алгоритм постановки диагноза (2), пример 1

Алгоритм постановки диагноза (3), пример 2

Алгоритм постановки диагноза (4), пример 3

Алгоритм постановки диагноза (5), пример 4

Что лечить? Симптомы и симптоматическое лечение

Малые симптомы

Проверка диагноза

Подтверждение диагноза результатом лечения. Ex juvantibus

Анализы

Причина - реакция

От простого к сложному или от сложного к простому?

Лечение

Модные лекарства

Новые лекарства (опасности и надежды…)

Тактика

Инструкции. Полезные и устаревшие

Результат лечения

Что такое клиническое мышление?

Качество жизни

Уменьшение страданий

Права пациента

Практические навыки

ТРИЗ в медицине

Заключение и упражнения

Читайте такжеЧитайте также:

Забавная педиатрия

Дефицит и Изобилие

Лицензирование и сертификация в здравоохранении

поделитесь в соцсетяхПоделитесь этой статьей в соцсетях!

 

 

 

Рубрикатор по Мед2000.ru

Акушерство Аллергология Анализы Андрология Ангиология (сосуды)
Венерология (ЗППП)
Гастроэнтерология Гематология Гепатолог (Печень) Гинекология
Дерматология Диетология
Иглотерапия Иммунология Инфекции
Кардиология Клиническое мышление Косметология
Маммология Микробиология
Наркология Неврология Нейрохирургия
Неонатология (Новорожденный) Нефрология (Почки)
Онкология Ортопедия Оториноларингология (ЛОР) Офтальмология (Глаза)
Паразитология Педиатрия Пластическая хирургия Проктология
Психиатрия Психология Пульмонология (Легкие)
Ревматология Реаниматология
Самолечение Сексология Стоматология
Терапия Токсикология (Отравления) Травматология
Урология
Фармакология Фтизиатрия
Хирургия
Эндокринология Эпидемиология

Другие специальности

ЛЕКАРСТВА

Безопасность лекарств

Образование Зоология и ботаника Забавная педиатрия Дефицит и изобилие

 

Информация о Вашем бизнесе на этом сайте!

 

Пациенты для Вашей клиники

 

Статья от доктораЗаказать статью нашим авторам

 

Смотреть видео "Картинки с выставки ДжазАрт"

или

Смотреть видео "Картинки с выставки СмартАрт"

 

Таблетки счастья

 

Подарки от Мед2000.ру здесь!

(на эту страницу все не помещаются)

 

Сайт Библиотека Здоровья - Большая медицинская библиотека - www.med2000.ru (до 1999г - www.gabr.org) создан в 1998 году доктором, педиатром, иммунологом Соколовым А.Л. и его командой врачей различных специальностей

©Med2000.ru, Gabr.org

Архив сайта

При копировании информации необходимо указать источник - www.med2000.ru в виде активной индексируемой ссылки

Представленная на сайте информация не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации лечащего врача.

Страницу лучше просматривать при среднем размере шрифта

Главный редактор сайта - доктор Соколов Андрей Львович

Если у Вас есть вопросы или пожелания, пишите на info@med2000.ru

 

Сайт создан

Последнее обновление:15.04.2019.