Клиническое мышление

Чему не учат докторов.
Избранные главы из первого учебника по клиническому мышлению.

Качество жизни

Говоря о гипертермии мы обмолвились об улучшении качества жизни пациента.

Понятие это появилось относительно недавно и пока еще не стало непреложным правилом.

Что же это такое?

А зачем вообще мы лечим людей?

Возьмем самый простой пример - перелом.

Человек с переломом испытывает боль, не может совершать полноценные движения. Т.е. за секунду до перелома он спокойно шел по городу, крутил сальто, катался на велосипеде, ехал в автомобиле... а теперь ничего этого делать не может. Качество его жизни ухудшилось. И задача врача вернуть пациенту утерянное качество. Для пациента важно именно это. Пациенту, в принципе, совершенно неважно - что и где сломалось, сломалось ли вообще. Он просто хочет, чтобы его жизнь была как раньше, не хуже. Хочет того же качества.

Если Вы проанализируете ситуацию с банальной простудой, то поймете, что и в этом случае пациента интересуют не вирусы, бактерии и процессы, ни диагноз, а "когда" его жизнь станет прежней. Пациент может называть это выздоровлением, но термин "качество жизни" точнее, ибо есть состояния, когда мы не можем "выздороветь" пациента, но можем приблизить его качество жизни к прежнему. Например, с помощью протезов, зубных коронок, очков или контактных линз, слуховых аппаратов и пр.

Почему же так важно понимать, что главное для врача не "пациент выписан с улучшением", а качество жизни пациента.

Давайте разберем это на очень наглядном и простом примере. Например, в результате травмы у пациента ампутируется палец, кисть, рука... Если мы успеем быстро и правильно доставить пациента и потерянную конечность в хорошую микрохирургическую клинику, то у нас есть шанс конечность восстановить. Т.о. качество жизни пациента пострадает временно и, впоследствии, незначительно, оставив шрам на коже.

А если не успеем. А если это вынужденная врачебная ампутация, вызванная, например, гангреной. Пациента мы спасли, но качество жизни его резко ухудшилось. Необходимо протезирование. Будет ли такой пациент доволен?

Не будет, ибо качество жизни ухудшилось.

При этом пациенту совершенно неважно, отрезал ли он себе палец по пьянке или травма произошла по независящим от него обстоятельствам. Причем, в первом случае недовольство врачами будет даже сильнее, т.к. злость на себя, на свою дурную голову, пациент выместит на враче.

Можно рассмотреть и менее экстремальный пример, например, потерю слуха, снижение слуха в результате отита. Возможно такое? Конечно. Иногда по вине пациента, который не спешил к врачу или не применял антибиотики, а иногда и из-за недосмотра врача.

Однако, в любом случае, качество жизни пациента ухудшится.

По сути, вся пластика, протезирование, реабилитация - это попытки улучшить качество жизни.

Каков же практический смысл этого термина? Он довольно простой. Когда мы используем понятие выздоровление, то мы ориентируемся на усредненное, книжное понимание нормы, а так же на свои возможности. Пациента в этой системе координат нет.

Если же мы оперируем понятием качество жизни, пациент становится главным, ибо только пациент может определить - ухудшилось или улучшилось его качество жизни.

И есть несколько простых примеров, которые позволяют иллюстрировать индивидуальность понятия качество жизни.

Например, линзы лучше корригируют зрение, чем очки, но пациенту удобнее носить очки, чем линзы. Для врача не очень важно, почему удобнее. Этот критерий важен для разработчиков.

А для пациента удобство во многом как раз и обозначает качество.

Ведь даже цвет и форма оправы очков для пациента могут быть критичны. И не только в плане удобства, но и в плане красоты. Если красиво, то качество жизни улучшается. Уродливо - ухудшается. Вплоть до отказа от ношения очков.

Так же довольно ярким примером того, что качество жизни понятие сугубо индивидуальное может служить пример с цветом зубных коронок. Для кого-то важно, чтобы цвет коронки совпадал с цветом здоровых зубов, а для кого-то важно, чтобы зуб был "золотой", чтобы блестел.

А уж такая область, как пластическая хирургия, почти целиком состоит из понятия "качество жизни".

А если взять в качестве примера курильщика, гурмана, спортсмена или экстремала, то вряд ли увещевания врача об опасности курения, чревоугодия, бокса или парашютизма повлияют на образ жизни пациента, ибо именно эти вредности и опасности означают для него качество жизни, удобство и удовольствие.

Из книги Андрея Соколова "Чему не учат докторов"

Главы из книги "Чему не учат докторов" (по порядку)

Учителя, корифеи и авторитеты. А кто на самом деле лечит Вашего пациента?

Как устроена медицина

Разговор с пациентом

Общение с разными пациентами

Общение с коллегами

Советы старших

История болезни

Платно и бесплатно. Лечение и результат

Ожидание диагноза, болезни, лечения

Пугать или успокаивать пациента?

Диагноз

Диагнозы - индульгенции

Диагнозы, которых нет

Подогнать под диагноз

Модные диагнозы

Опора на анализы

Диагноз по анализу

Привычка и упрощения

Диагноз «на автомате»

Клиническое мышление. Как поставить диагноз?

Алгоритм постановки диагноза (1)

Алгоритм постановки диагноза (2), пример 1

Алгоритм постановки диагноза (3), пример 2

Алгоритм постановки диагноза (4), пример 3

Алгоритм постановки диагноза (5), пример 4

Что лечить? Симптомы и симптоматическое лечение

Малые симптомы

Проверка диагноза

Подтверждение диагноза результатом лечения. Ex juvantibus

Анализы

Причина - реакция

От простого к сложному или от сложного к простому?

Лечение

Модные лекарства

Новые лекарства (опасности и надежды…)

Тактика

Инструкции. Полезные и устаревшие

Результат лечения

Что такое клиническое мышление?

Качество жизни

Уменьшение страданий

Права пациента

Практические навыки

ТРИЗ в медицине

Заключение и упражнения