Клиническое мышление

Чему не учат докторов.
Избранные главы из первого учебника по клиническому мышлению.

Ожидание диагноза, болезни, лечения

В платной медицине, когда пациент платит явным образом, доктору или в кассу, часто возникает иная ситуация, провоцирующая доктора к гипердиагностике, к излишнему лечению.

Бывает так, что заплатив, пациент подсознательно настроен лечиться. Это обратная сторона его дисциплинированности и "отрабатывания" средств.

Подразумевается, что если у человека все в порядке, если человек здоров, то он должен быть доволен.

Но нет. Заплатил - значит, болен. Значит нужно непременно назначить лечение.

Иной раз на объяснение, что пациент здоров, что лечить ничего не нужно, что все в пределах нормы уходит довольно много времени.

Часто на подобную проблему с пациентами жалуются пластические хирурги.

Любой хороший, ответственный хирург понимает, что операция - это крайняя мера, что решая одну проблему, операция создает другую. Как минимум, послеоперационный рубец.

А люди хотят быть красивыми и многие недовольны своей внешностью, формами. И есть деньги на операцию... Но доктор видит, что все нормально, что вмешательство не принесет пользы. Начинает отговаривать... И это целое искусство...

Но не только в пластической хирургии бывают подобные ситуации. Есть много мнительных людей, которым кажется, что они больны. Есть люди, которые используют свои явные или мнимые болезни для манипуляции окружающими - родителями, детьми, родственниками, друзьями, работодателем. Это тяжелые категории людей. По-хорошему, им нужно общаться с психологом... Вот только сами такие пациенты проблемы не видят, а потому к психологу не пойдут.

И в данном случае, у доктора всегда есть большое искушение назначить что-то и отправить пациента домой - это будет и быстрее, и риск недовольного пациента будет меньше.

И тут доктор опять встает перед выбором - назначать ли избыточное лечение и идти на поводу у пациента, или следовать заповеди "не навреди" и становиться самому психологом, психотерапевтом и долго говорить с пациентом, не особо, кстати, рассчитывая на успех.

Но есть одна хитрость.

Если доктор видит мнительного пациента, пациента, который хочет быть больным, то он может сделать вид, что готов сотрудничать, искать болезнь. Способов поискать сейчас множество - это и анализы, и функциональные методы исследования, и множество аппаратных методов, и консультации у коллег... и все это время можно "увиливать" от назначения подобному пациенту ненужных его организму лекарств под предлогом - нужно еще дообследоваться... а вдруг это... и т.д.

В надежде, что пациенту надоест тратить время, силы, деньги на все это.

При этом совесть врача будет чиста - по сути, он делает углубленную и расширенную диспансеризацию по желанию пациента. И, в случае так называемой лабораторной находки может и правда, реально поймать начало заболевания, в т.ч. онкологии и своевременно вылечить.

Можно так же попытаться назначить плацебо, витамины. Но подобные пациенты склонны читать аннотации и могут раскусить эту врачебную хитрость.

Можно использовать нетрадиционные методы, обладающие общеукрепляющим действием, но при этом довольно сложные для проверки пациентом - санаторное лечение, физиопроцедуры, аромотерапию, фитотерапию.

В педиатрии подобные ситуации встречаются реже. Все-таки большинство родителей хотят видеть своего ребенка здоровым.

При этом мнительность родителей значительно выше относительно здоровья детей, чем своего собственного. Особенно ярко это проявляется, если пациенту несколько месяцев. И чем меньше, тем ярче. То стул изменился, то аппетит, то ручками и ножками подозрительно двигает.

Такая мнительность безобидна и даже полезна. Доктор должен уважать беспокойство родителей пациентов. Только они смогут вовремя заметить ранние симптомы болезни, если будут мнительны и внимательны. И это позволит вылечить ребенка быстрее и лучше. А то, что на 10 родительских беспокойств приходится только одно существенное, а остальные 9 варианты нормы, а что-то серьезное встречается вообще в 1 случае из 100, так в этом греха нет. Тем более родители, как правило, радуются, если доктор говорит, что с ребенком все в порядке, что угрозы здоровью нет, что ребенок справится сам... А если это все звучит недостаточно убедительно для родителей, то всегда можно назначить безобидные витамины и иное общеукрепляющее лечение с аргументацией "ребенок справится сам - он сможет, смотрите какой он сильный и хороший, мы только немножко поможем ему витаминчиками, кремами..." и т.д.

Из книги Андрея Соколова "Чему не учат докторов"

Главы из книги "Чему не учат докторов" (по порядку)

Учителя, корифеи и авторитеты. А кто на самом деле лечит Вашего пациента?

Как устроена медицина

Разговор с пациентом

Общение с разными пациентами

Общение с коллегами

Советы старших

История болезни

Платно и бесплатно. Лечение и результат

Ожидание диагноза, болезни, лечения

Пугать или успокаивать пациента?

Диагноз

Диагнозы - индульгенции

Диагнозы, которых нет

Подогнать под диагноз

Модные диагнозы

Опора на анализы

Диагноз по анализу

Привычка и упрощения

Диагноз «на автомате»

Клиническое мышление. Как поставить диагноз?

Алгоритм постановки диагноза (1)

Алгоритм постановки диагноза (2), пример 1

Алгоритм постановки диагноза (3), пример 2

Алгоритм постановки диагноза (4), пример 3

Алгоритм постановки диагноза (5), пример 4

Что лечить? Симптомы и симптоматическое лечение

Малые симптомы

Проверка диагноза

Подтверждение диагноза результатом лечения. Ex juvantibus

Анализы

Причина - реакция

От простого к сложному или от сложного к простому?

Лечение

Модные лекарства

Новые лекарства (опасности и надежды…)

Тактика

Инструкции. Полезные и устаревшие

Результат лечения

Что такое клиническое мышление?

Качество жизни

Уменьшение страданий

Права пациента

Практические навыки

ТРИЗ в медицине

Заключение и упражнения