Клиническое мышление

Чему не учат докторов.
Избранные главы из первого учебника по клиническому мышлению.

Уменьшение страданий

Однако вернемся из области красоты, удобства и, отчасти, косметологии, к более близким практическому врачу понятиям. Например, к боли.

Если пациенту больно, то качество его жизни, безусловно, страдает. Однако у боли есть довольно четкая функция, которая необходима организму для самосохранения.

Боль заставляет пациента беречь поврежденную конечность при переломе, предупреждая, таким образом, грозные, опасные для жизни осложнения.

Боль сигнализирует пациенту, что необходимо поберечь свой организм, обратиться к врачу, создать телу щадящий режим.

Таким образом, боль важна для понимания заболевания, постановки диагноза, выздоровления. В этих случаях, боль, ухудшая качество жизни, позволяет помочь организму.

Однако если гипс наложен, диагноз поставлен, врач должен принять меры к уменьшению страданий пациента. А боль, безусловно, вызывает страдания.

В случае паллиативной медицины, облегчение страданий больного выступает для врача на первый план. В этом случае, помощь человеку часто сводится именно к обезболиванию, т.е. к уменьшению страданий, улучшению качества жизни.

Однако страдания больного необходимо учитывать и уменьшать фактически в каждом случае. Ведь назначая обследование или лечение, врач выбирает - укол или таблетка, сладкий сироп или горький порошок, УЗИ или ЭГДС, кровь из пальца или из вены.

Важно очень четко понимать, где проходит граница между необходимыми для улучшения качества жизни пациента неудобствами, страданиями, и излишними манипуляциями, назначениями, которых можно было избежать, чтобы пациент не мучился лишний раз.

Важно понимать, когда и насколько нам необходим симптом для диагностики или контроля лечения, а насколько его можно уменьшить, облегчив жизнь пациенту.

И опять, в случае гипертермии это становится довольно понятным.

Иногда, дабы пациент "не скакал", а дал своему организму нормально бороться с болезнью, температуру снижать не нужно. А в других случаях, например, при угнетении сознания, риске повреждающего действия гипертермии, необходимо снизить температуру.

Аналогично и с кашлем - он, конечно, качество жизни ухудшает и страдания увеличивает, но в ряде случаев, необходим для выздоровления. А выздоровление и есть улучшение качества и уменьшение страданий. Ибо если мы напрасно заблокируем кашлевой рефлекс, то получим не улучшение качества жизни, а ухудшение - осложнения. Не облегчим страдания, а, наоборот, усилим.

Важно, чтобы врач прогнозировал не только течение болезни, но и последствия своих действий, чтобы умел найти золотую середину между неизбежными неудобствами - уколом, операцией, и пользой для улучшения качества жизни.

Из книги Андрея Соколова "Чему не учат докторов"

Главы из книги "Чему не учат докторов" (по порядку)

Учителя, корифеи и авторитеты. А кто на самом деле лечит Вашего пациента?

Как устроена медицина

Разговор с пациентом

Общение с разными пациентами

Общение с коллегами

Советы старших

История болезни

Платно и бесплатно. Лечение и результат

Ожидание диагноза, болезни, лечения

Пугать или успокаивать пациента?

Диагноз

Диагнозы - индульгенции

Диагнозы, которых нет

Подогнать под диагноз

Модные диагнозы

Опора на анализы

Диагноз по анализу

Привычка и упрощения

Диагноз «на автомате»

Клиническое мышление. Как поставить диагноз?

Алгоритм постановки диагноза (1)

Алгоритм постановки диагноза (2), пример 1

Алгоритм постановки диагноза (3), пример 2

Алгоритм постановки диагноза (4), пример 3

Алгоритм постановки диагноза (5), пример 4

Что лечить? Симптомы и симптоматическое лечение

Малые симптомы

Проверка диагноза

Подтверждение диагноза результатом лечения. Ex juvantibus

Анализы

Причина - реакция

От простого к сложному или от сложного к простому?

Лечение

Модные лекарства

Новые лекарства (опасности и надежды…)

Тактика

Инструкции. Полезные и устаревшие

Результат лечения

Что такое клиническое мышление?

Качество жизни

Уменьшение страданий

Права пациента

Практические навыки

ТРИЗ в медицине

Заключение и упражнения