Клиническое мышление

Чему не учат докторов.
Избранные главы из первого учебника по клиническому мышлению.

Практические навыки

Важно помнить, что выбирая профессию врача, человек выбирает образ жизни. Ибо врач - это единственная профессия, которую нельзя "отменить на время". Чиновник, выходя из кабинета, перестает быть чиновником, продавец не за кассой - уже не продавец. Даже полицейский, если он не на службе, не может использовать некоторые свои навыки и возможности.

Пожалуй, только врач, и м.б. пожарный, "на работе" всегда.

Ведь если с кем-то случиться беда, то никто не будет спрашивать - реаниматолог вы или окулист. Доктор. И нужна помощь доктора.

Чаще всего, конечно, требуется помощь травматолога и реаниматолога, т.к. неожиданно случаются именно травмы, когда необходимо помочь здесь и сейчас.

А кроме Вас, окулиста, ЛОРа, нефролога и т.д. никакого врача поблизости нет.

А скажите... Вы часто делали непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, отличали венозное кровотечение от артериального и накладывали жгут, или накладывали шину при переломе?

Теоретически мы все это проходили. А сколько раз делали? Ну хотя бы на муляжах? А может быть, вы накладывали шину одногруппнику на практическом занятии?

Итак. Авария. Нужна помощь. Переломы, кровотечения, остановка дыхания.

Сможете оказать помощь?

Теоретически...

Ибо учили мы все это теоретически.

Нас этому не учили.

А ведь мы должны все это делать почти на автомате. Ведь делать все нужно быстро, четко, уметь анализировать. А вокруг вовсе не чистый кабинет, а грязная дорога, напуганные и растерянные люди. А вы - доктор. Надежда только на вас.

А вы ни разу не накладывали шину, ни разу не делали реанимационных мероприятий. Вы даже ни разу не проверяли, есть ли у потерявшего сознание человека пульс и дыхание.

И эта книга Вас этому не научит, как не научили в институте этим практическим навыкам.

Давайте вспомним, а когда нам впервые потребовались практические навыки. Пусть это будет не реанимация, не травмы. Попроще.

Когда попросили сделать внутрикожный, подкожный, внутримышечный или внутривенный укол? "Ты же врач" - "Да я только на первом курсе" - "Но ты же в мединституте, помоги".

Если Вы уже окончили третий курс, и у вас была медсестринская практика, и так получилось, что на практике вас научили делать уколы, то вам повезло. А если нет?

Что все это значит для студента, а может даже и школьника, который хочет стать врачом? Это значит, что часть летник каникул, часть своего личного времени не занятого учебой, необходимо посвятить работе в медицинском учреждении. Причем там, где можно научиться медсестринским или врачебным манипуляциям. А это процедурный кабинет, травмпункт, «Скорая». Впрочем, даже работа лаборантом в лаборатории будет полезна для понимания того, как делают анализы. А работа в приемном, операционной, регистратуре даст вам общее представление о том, как функционирует врачебная помощь.

Вы сможете "пощупать" медицину "собственными руками". Не по книгам, не по учебникам, не по своим воспоминаниям пациента. И даже немножко заработаете "на булавки". Впрочем, если есть возможность получить практику, но нет зарплаты - идите и получайте. Несколько вызовов на «Скорой», пара ночных дежурств в отделении больницы даст вам информации не меньше, чем двухнедельный цикл теории в институте.

Давайте рассмотрим подобное внеинститутское обучение на реальном примере.

Возможно, даже, скорее всего, это не идеальный пример. Однако это совершенно реальная история обучения.

И начинается она в 10 лет, когда школьник решил стать врачом.

А в 10 лет многому не научишься. Однако есть книги. И по анатомии, и по генетике, есть книги, написанные врачами. Есть кружки по химии, биологии.

Всего этого хватило до 13 лет, когда можно было пойти в медицинский кружок и увидеть воочию анатомичку, в медико-биологическую школу. А потом были каникулы, и можно было устроиться санитаром в операционную, в отделение больницы, в лабораторию поликлиники, в кабинет хирурга, в травмпункт.

Все это до института. С уколами, перевязками, гипсами, пробирками, наблюдением за работой хирургов, анестезиологов. С примерами опроса и осмотра пациента. Санитаром, конечно… но ведь никто из кабинета не выгонял… можно было впитывать.

А потом начался институт. Утром институт, вечером и ночью работа в приемном отделении, затем в операционной, реанимации, роддоме, на «Скорой», на участке, в различных отделениях больниц, дежурства, работа в экспериментальной лаборатории. Сначала санитаром, потом медсестрой, потом фельдшером и, наконец, врачом.

За 6 лет института, таким образом, удалось пощупать почти все, что есть в медицине. Научиться огромному количеству практических навыков.

Можно было научиться и большему. Но и то, чему удалось научиться, было не мало.

Из института вышел уже фактически готовый врач, который понимал чем и как он может помочь пациенту, а главное, уже умевший это делать.

Из книги Андрея Соколова "Чему не учат докторов"

Главы из книги "Чему не учат докторов" (по порядку)

Учителя, корифеи и авторитеты. А кто на самом деле лечит Вашего пациента?

Как устроена медицина

Разговор с пациентом

Общение с разными пациентами

Общение с коллегами

Советы старших

История болезни

Платно и бесплатно. Лечение и результат

Ожидание диагноза, болезни, лечения

Пугать или успокаивать пациента?

Диагноз

Диагнозы - индульгенции

Диагнозы, которых нет

Подогнать под диагноз

Модные диагнозы

Опора на анализы

Диагноз по анализу

Привычка и упрощения

Диагноз «на автомате»

Клиническое мышление. Как поставить диагноз?

Алгоритм постановки диагноза (1)

Алгоритм постановки диагноза (2), пример 1

Алгоритм постановки диагноза (3), пример 2

Алгоритм постановки диагноза (4), пример 3

Алгоритм постановки диагноза (5), пример 4

Что лечить? Симптомы и симптоматическое лечение

Малые симптомы

Проверка диагноза

Подтверждение диагноза результатом лечения. Ex juvantibus

Анализы

Причина - реакция

От простого к сложному или от сложного к простому?

Лечение

Модные лекарства

Новые лекарства (опасности и надежды…)

Тактика

Инструкции. Полезные и устаревшие

Результат лечения

Что такое клиническое мышление?

Качество жизни

Уменьшение страданий

Права пациента

Практические навыки

ТРИЗ в медицине

Заключение и упражнения