Педиатр

Питье

Ребенку требуется большое количество жидкости. Дети до введения прикорма (прикорм рекомендуется вводить не раньше 4 месяцев) получают исключительно жидкую пищу: либо грудное молоко, либо его заменитель - адаптированную молочную смесь. Часто той жидкости, которая содержится в этом питании, бывает достаточно для обеспечения потребности малыша в воде, тогда кроха не захочет пить дополнительно. Но может быть и иначе. Во-первых, если ребенок находится на естественном вскармливании, грудное молоко может иметь индивидуальные особенности, например быть более жирным или сладким, в результате чего у ребенка может появиться жажда. Во-вторых, могут изменяться условия окружающей среды: повышаться температура воздуха, изменяться влажность, что приводит к увеличению потребности ребенка в жидкости. В-третьих, увеличение потребности в жидкости может происходить в результате изменений состояния самого малыша: подъем температуры, понос или запор. Поэтому, нужно ориентироваться не на какие-то абстрактные цифры, а на реальную потребность в жидкости. Дополнительно к питанию предлагать питье, но не заставлять пить и насильно не вливать.

Нужно предложить ребенку дополнительную жидкость при беспокойстве (помимо того, что при коликах питье помогает облегчить боли в животе, причиной беспокойства может быть именно жажда). Не помешают 5 - 15 мл жидкости непосредственно перед кормлением. Если температура воздуха превышает 26 градусов, ребенок потеет, тоже нужно давать дополнительное питье. Общий объем жидкости за сутки (включая и пищу) только у новорожденного может быть 500 мл, а с возрастом потребность увеличивается. Дополнительная жидкость может составлять 1/3 от общего объема питания, то есть, если ребенок съедает один литр разной еды, то еще 300 мл может выпить дополнительных жидкостей, а может и больше.

За счет чего обеспечивается дополнительная жидкость.

Вода.

Есть 2 варианта питьевой воды для грудных детей: кипяченая водопроводная вода или специальная вода в пластиковой таре, не требующая кипячения (кипячение даже противопоказано). Для «улучшения» вкуса воды в нее можно добавить фруктозу из расчета 1 чайная ложка на 200 мл. Минеральную воду тоже можно давать (с 3 месяцев), предварительно выпустив из нее газы (помешивать ложкой в стакане с минеральной водой до полного исчезновения пузырьков).

Детские чаи.

Напитки из лекарственных растений (ромашка, укроп, фенхель, анис, мята). Чаи не только утоляют жажду, но и выполняют лечебно-профилактические задачи: снимают спазмы и колики, облегчают отхождение кишечных газов и опорожнение, повышают иммунитет, успокаивают нервную систему. Лечебное действие зависит от состава детского чая. Взрослый обычный чай можно заваривать ребенку старше 1 года.

Компоты, морсы.

Можно начинать вводить с 3 месяцев: сначала как слабоконцентрированные отвары из кураги, чернослива, сухофруктов (такой отвар должен быть примерно в 5 раз менее концентрированный, чем обычный компот). Ближе к 4 месяцам можно предложить ягодный морс (10 ягод раздавить и долить 200 - 250 мл воды). Ягоды могут быть свежими или замороженными. После 5 месяцев ребенку можно давать обычные компоты.

Соки.

Соки можно вводить как прикорм не раньше 4 месяцев (хотя когда-то существовала традиция вводить соки с 1 месяца, но затем было доказано, что такая практика ошибочна, в связи с незрелостью ферментативных систем малыша). Соки являются едой (так как требуют активной и правильной работы ферментативных систем)! Но при этом, они не учитываются в общем объеме питания. Суточное количество соков у детей первого года жизни составляет: 10 мл умножить на возраст ребенка в месяцах (шестимесячный малыш может получать 60 мл сока в сутки). Это количество можно растворить в любом количестве воды и давать как дополнительное питье между кормлениями.

Общие правила употребления напитков: новый напиток следует вводить постепенно (с 10 - 20 мл). Поить ребенка перед кормлением или между кормлениями. Жидкость должна быть не холоднее комнатной температуры, а лучше - теплая. Детям, не пробовавшим соску, дополнительную жидкость давать с ложечки, иначе может произойти отказ от груди. Детям, которые могут держать в руках кружку, можно давать напиток из специального детского поильника.

Состояние дефицита жидкости (обозначается терминами обезвоживание или эксикоз) возникает при недостаточном поступлении или избыточных потерях воды. Существенные потери воды происходят при высокой температуре тела ребенка, при поносе, срыгиваниях, рвоте, перегревании. Признаками обезвоживания являются: беспокойство и плач, ребенок жадно пьет; сухость кожных покровов и слизистых оболочек (во рту почти нет слюны), может быть даже заострение черт лица; мочеиспускание становится редким, а моча темной. Если обычного питья недостаточно, чтобы восстановить нормальный баланс жидкости в организме применяется выпаивание солевыми растворами (так называемая оральная регидратация), а в случае недостаточности оральной регидратации или ее неэффективности ребенку требуется восполнение потерь жидкости через капельницу. Старайтесь не доводить ребенка до состояния обезвоживания.

Врач-педиатр Юрий Копанев