пирамида майяТекст из раздела Теории.
Здесь не утверждаются истины.
Теории - это приглашение к размышлению.

Загадка майя

История древних цивилизаций Мезоамерики таит в себе множество загадок.

Не смотря на то, что эти цивилизации часто не уступали, а в чем-то может и превосходили древние цивилизации Старого Света, знаем мы пока о них гораздо меньше.

Одна из загадок мезоамериканских цивилизаций – почему племена майя покинули свои грандиозные города, пирамиды и храмы и перестали существовать как городская цивилизация почти за 500 лет до появления испанцев в Новом Свете.

Эта загадка усугубляется тем, что племена майя вовсе не вымерли и продолжают до сих пор проживать на территориях Мексики, Гватемалы и Гондураса, сохраняя обычаи, язык и культуру.

В чем же дело? Почему же майя покинули свои города?

История цивилизации майя насчитывает более двух тысяч лет и по началу развивается по вполне классической схеме, знакомой нам по историям других цивилизаций. Древние племена – оседлость – земледелие – поселения – города… А вот дальше начинаются загадки.

Обычно, цивилизации погибают или в результате природных катастроф, или в результате захвата соседними цивилизациями, или в результате разрушения кочевыми племенами. Но с майя было все иначе.

Есть несколько версий, почему майя покинули свои города.

Первая и самая популярная версия – засуха. И эта теория хороша всем, кроме очевидности. Кроме ощущения «подгонки» ответа под результат.

Засухи бывают затяжными, но заканчиваются. И если города важны – в них возвращаются.

А майя не вернулись.

Вторая версия – война. И в некоторых городах майя действительно находят археологические подтверждения военных действий. Но когда город захватывают (или отбивают атаку), то в нем начинают (или продолжают) жить. К тому же подтверждения военных действий обнаружены в незначительном количестве городов майя.

Есть и третья версия, упоминаемая вскользь, как возможная, но не рассматриваемая всерьез.

Версия эпидемиологическая.

Действительно, археологи не находят следов какой-либо глобальной эпидемии, наподобие тех, которые уничтожили миллионы аборигенов Нового света, после появления в Америке европейцев.

И даже если бы такая эпидемия была, то это еще не причина покидать город. В Европе было множество эпидемий, массово уничтожавших жителей. Но люди не только не покидали города в массовом порядке, но и возвращались в них.

Для того чтобы покинуть город, храмы, святые места нужна более веская причина. И эта причина – кризис веры. Кризис религии. Или иной серьезный кризис.

По каким-то причинам, племена майя в конце первого тысячелетия новой эры разуверились в своих богах, а точнее в том, как с этими богами нужно взаимодействовать.

Аналогичный кризис веры можно обнаружить, например, в истории Древнего Египта. Но мы сейчас говорим о цивилизации майя.

Уйдя из городов, майя не поменяли своих божеств. Возможно, какие-то божества отошли в тень, но другим древним богам племена майя поклоняются до сих пор. И соблюдают древние ритуалы.

Исчез только ритуал человеческого жертвоприношения. Исчезли в современной религии майя пирамидальные храмы, где эти жертвоприношения осуществлялись.

А расположены были многие из этих храмов возле природных колодцев (сенотов) – «бездонных» провалах в земле, часто заполненных водой.

Некоторые такие «колодцы» служили племенам майя источником питьевой воды. Другие – местом для жертвоприношений.

Однако проблема была в том, что все эти колодцы были всего лишь входами в огромную сеть карстовых пещер под всем полуостровом Юкатан. Под всей «страной майя». А в этих пещерах, после окончания ледникового периода сформировалась система рек и озер.

И тут мы возвращаемся к эпидемиологии.

Майя приносили человеческие жертвы. В зависимости от божества, которому жертва приносилась, с ее органами и телом поступали по-разному. И жертвы некоторых богов оказывались в сенотах.

Например, по представлениям майя, внутри таких колодцев-сенотов жил бог дождя Чак. И майя приносили ему человеческие жертвы, бросая жертву на дно сенота.

Но прежде, чем принести жертву, майя не делали ей лабораторные анализы, не проверяли, чем жертва заражена, какая болезнетворная бактерия в ней поселилась. К тому же, болезнь могла находиться в стадии инкубационного периода.

В результате, сбросив инфицированную жертву, майя отравляли (инфицировали) не только тот сенот, который почитали священным, но и все остальные сеноты, которые использовали для получения питьевой воды. Что привело к распространению заболеваний и, возможно, эпидемиям. Например, дизентерии, амебиаза, холеры, туберкулеза. Менее вероятные варианты – сифилис и проказа, но и их не стоит сбрасывать со счетов.

Представим себе. Племени нужен дождь. Племя приносит жертву. Дождь не идет. Племя приносит много жертв. Начинается эпидемия. Племя делает вывод, что боги отвернулись от них.

Отчасти это подтверждается тем, что в 842 году н.э. майя замуровали святилище «Алтаря ягуара» и «Алтаря девственных вод» в пещере Баланканча. Как раз перед тем, как массово покинуть город.

Конечно, майя иногда замуровывали пещеры из религиозных соображений или для того, чтобы предотвратить расхищение. Но возможно так же и наступление кризиса веры.

Так или иначе, если источник воды отравлен, инфицирован и не пригоден для поддержания жизни, то жителям приходится покинуть эту местность. А в данном случае, город.

И возвращаться будет не куда. Отравленная (инфицированная) вода не прекращается, как засуха. Ее нельзя «прогнать», как захватчиков и отвоевать обратно город.

сенот майя, п-в ЮкотанТаким образом, эпидемиологическая версия упадка городской цивилизации майя в районе 900 года н.э. имеет все шансы стать основной.

Принося человеческие жертвы, племена майя сами создали упадок своей цивилизации, инфицировав источники воды. Жертвы «отомстили» своим убийцам.

Алекс Фарнезе.

Вы можете связаться с автором статьи, используя нашу редакционную почту
(см. раздел Контакты внизу главной страницы).