Теории

Текст из раздела Теории.
Здесь не утверждаются истины.
Теории - это приглашение к размышлению.

Правдивая история

Последняя шутка мастера.

Жил-был мастер (все правдивые истории начинаются с фразы «жил-был»).

Мастер много чего знал, много чего умел, а еще более чем многим интересовался.

Когда мастер был мальчиком, то учился то там, то сям, всему, что подворачивалось под руку. Часть он рисовал разные картинки и даже тусовался года три в мастерской одного местного художника.

Когда же пришло время начать зарабатывать на жизнь самостоятельно, то он разослал свои резюме по множеству адресов, напрямую боссам, и последним из своих навыков указал, что умеет рисовать.

Но так получилось, что почти всю жизнь он зарабатывал на жизнь именно рисованием, ибо, не смотря на то, что образования не получил, «академиев» не заканчивал и «профессиональным художником» не был, но рисовальщиком был очень хорошим.

А еще был человеком весьма умным и ироничным.

И вот однажды пришли к нему местные властители дум и заказали ему нарисовать панно в своей столовой, куда вход простым смертным был закрыт.

Мастер заказ принял, ибо это был его заработок и панно нарисовал.

Но поскольку относился к властителям дум весьма скептически, вместо услаждающей взор трапезы, улучшающей аппетит, он изобразил совсем иное. А именно уличение одного из «властителей дум» во лжи и предательстве.

Это примерно как в столовой дезертиров повесить плакат «А ты записался добровольцем!».

И вот приходили властители дум на завтрак… а им со стены «может быть ты предатель?»…

Приходили на обед… а со стены «кто здесь предатель?»…

Приходили на ужин…

Властители стали худеть, чахнуть и от греха подальше столовую закрыли и превратили в склад.

Еще надо сказать, что мастер хоть и рисовал в классической и привычной для того времени манере, но почти в каждую свою картину тихонько вписывал «фигу» принятому тогда китчу.

А что если не китч - парадный портрет или панно на заказ? А за иное не платили.

Как правило, «фигу» он прятал на заднем плане. Ведь кто на него смотрит?

Потом другие художники перетащили эти «фиги» на передний план и назвали сюрреализмом.

Это я о том, что мастер был гением. Но про это уже и до меня многие писали.

А вот последняя шутка у мастера появилась непреднамеренно.

Мастер прожил очень долгую жизнь и умирал, овеянный славой. А посему все его картины все кто мог растащил по частным коллекциям и музеям. А толпы искусствоведов начали писать статьи и получать звания за счет трактатов о его работах. При этом некоторые критики писали трактаты даже не видя самих работ.

И так они воспели мастерство мастера, что один большой-пребольшой музей повесил на свои стены одну из его работ. И около этой работы теперь всегда толпы зрителей.

И они смотрят на картину, репродукции покупают, даже своровать хотели…

А шутка все я том, что глазеют они на незаконченную картину.

Ну, это как восхищаться недостроенным домом, смаковать сырые полуфабрикаты, обсуждать костюм, который еще не дошит и расползается по швам.

Но поскольку критики сказали, что это шедевр, то и зрители глядят на недоделанную картину как на шедевр. Как приказали, так и глядят.

Мастер продолжил шутить над зрителями даже после смерти.

Гении - они такие.

Мораль сей басни проста. Анализируй и изучай. Профессионал не тот, у кого есть бумажка и просиженный в лекториях зад, а тот кто думает и творит то, что считает нужным, а не то, что хочет толпа.

Кажется, я забыл написать, что столовая была расположена в городе Милан… в монастыре; музей - в городе Париж, прямо в центре; а звали мастера Леонардо, который родился в Италии, неподалеку от города Винчи, 15 апреля 1452 года.

Не забыл, конечно. Специально приберег под конец.

Панно в трапезной - это, разумеется, "Тайная вечеря", а картина в Лувре - "Мона Лиза".

Такой вот шутник был Леонардо да Винчи.

Всем, развесившим уши над "улыбкой Джоконды", он просил передавать большой привет.

 

P.S. Кстати про сюрреализм в картинах Леонардо да Винчи искусствоведы еще, кажется, не писали... Ловите идею для диссертации. Мне не жалко. Остепеняйтесь.

Алекс Фарнезе.

Вы можете связаться с автором статьи, используя нашу редакционную почту
(см. раздел Контакты внизу главной страницы).