Семья

Как похвалить ребенка?

Один из наиболее важных навыков, которые стоит освоить родителям – это похвала.

Родители часто недооценивают важность положительного внимания: одобрения, похвалы, объятий, улыбки. Они берегут похвалу для особых случаев: победы в соревнованиях, пятерки в школе, особенно хорошего поведения, забывая похвалить, когда ребенок самостоятельно и спокойно играет, делает что-то без напоминания.

Не ждите особого случая – хвалите сейчас.

Вспомните болельщиков на футболе. Они кричат одобрительные слова, когда хотят, чтобы игрок забил гол. Точно также с детьми. Похвала служит поощрением, стимулом для дальнейших действий.

Иногда кажется, что ребенок так плохо себя ведет, что его не за что похвалить. Родители ждут, когда он исправится, а чуда не происходит. Раздражение и усталость растет, возникает чувство безысходности: «он никогда не изменится!», «он делает мне все это на зло!» Пока кто-то один не сойдет с тропы отрицательных эмоций, положительного изменения не произойдет. В этом случае, родители, как наиболее опытные люди, должны сделать первый шаг. Начните искать любой намек на положительное поведение ребенка.

Хвалите сделанный в нужном направлении шаг, попытку, когда ребенок, столкнувшись со сложностями, не сдался, а упорно продолжил трудиться.

Чаще всего сложности с одобрением возникают у тех родителей, которые критично относятся к самим себе. Им проще ругать себя за недостатки и оплошности, чем дать позитивную установку, ободряюще похлопав себя по плечу со словами: «Ты уже проделал длинный путь и можешь гордиться собой Продолжай двигаться в том же направлении! Все получится!»

Чтобы научиться хвалить детей, нужно замечать положительные результаты и достижения в себе, благодарить себя за собранность, за усердие, за терпение. Да много еще за что!

Очень важно чтобы ребенок видел положительную модель поведения в своих родителях и учился любить, хвалить и радовать себя.

Будьте специфичны при похвале.

Избегайте автоматизмов. Когда вы каждый день между делом бросаете «молодец!», ребенок знает, что вы только мельком взглянули. Его достижение теряет свою силу и прелесть.

Дети работают на внимание взрослых, особенно родителей. Они мечтают, что их оценят, заметят. И если вы при этом сконцентрируетесь на деталях и отметите что-то конкретное, например: «Как здорово, что ты сама придумала нарисовать открытку. Сделала все самостоятельно, без моей помощи. Ты очень заботлива. Я вижу, что тебе очень хотелось сделать мне приятное, ты славно потрудилась» (похвала изобретательности, самостоятельности, фантазии и заботы). Даже если сама открытка вам не понравилась, вы не врете, говоря банальное «очень красиво», а хвалите именно то, что ценно и важно в поступке ребенка.

Похвала – это не лесть и не манипуляция, когда вы говорите приятное, чтобы получить что-то взамен. Цель похвалы – повысить положительное поведение и показать, что в вашем понимании хорошо.

Одобрением силы воли, терпения, изобретательности, усердия вы не только научите ребенка хвалить себя, но и покажете ему, какие качества и навыки считаете наиболее важными.

Хвалите друг друга и будьте здоровы!

Татьяна Соколова. Педагог.