Семья

Воспитательная норма.

Аудио-версия статьи

Педагогическая норма.

С понятием нормы в медицине более или менее понятно. А что с воспитанием? Есть ли какая-то единая норма, проверенный подход, планка, к которой должны стремиться мы, осознанные родители?

Как понять, что мы движемся в правильном направлении? Воспитывать так, как было заведено у наших родителей?

Но если бы педагогическая норма не менялась со временем, сейчас ребенок стоял бы на горохе и подвергался таким воспитательным мерам, за которые сейчас можно получить административное или уголовное наказание.

Если мы проследим, как само понятие «воспитание» менялось на протяжении веков, то увидим, что изначально оно ограничивалось «взращиванием и вскармливанием ребенка» и ничем не отличалось от выращивания и разведения скота. Хотя подождите, теленок мог свободно гулять в поле, а ребенка растили, чтоб служил семье и Отечеству.

Постепенно к понятию воспитания, как «выращиванию» добавляется «что хорошо в данную эпоху для данного народа» (по Макаренко). То есть воспитание получается неким навязыванием взглядов, выгодных общественному и государственному строю той страны, в которой человеку повезло (или не повезло) родиться.

Вот и выходит, что воспитательной нормы как таковой не существует. Чаще всего воспитание – это передача собственного опыта, а также внедрение методов «выращивания» гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения и государства.

Когда мы росли, были ясли. Детей с 9 месяцев воспитывали чужие дяди и тети.

В садике и школе в благодатную почву детского сознания сеяли зерна политической пропаганды. Зубрили утвержденные песни, носили опознавательные знаки, чтобы сразу было видно врагов и своих.

Многие мамы отдавали детей в детские учреждения 6 раз в неделю, чтобы в субботу отдохнуть от работы и детей, которые успевали надоесть за то короткое время, что было отведено на общение.

Несомненно, то, что делали наши родители в пору голода и дефицита – это героизм. Это почти то же самое, что выжить в войну. Потому что, собственно, война и была, государства с интеллектом и вольнодумством собственных граждан.

Людей, как животных, вынуждали думать только о вещах первой необходимости: еде, крове. Приходилось геройски выживать. И наши родители справились. Только к воспитанию это не имеет никакого отношения. Если только за норму не принять - «не убили, и на том спасибо».

Старшее поколение огорчается, что мы не прислушиваемся к их мнению, критикуем и стараемся выработать свою норму.

«Вы живете в хорошее время, вот мы…» Знаем, знаем...

Но в каждом времени свои трудности. Да, мы не герои. И знаете, как-то не хочется.

Героизм возникает, когда человека загоняют в такие адские условия, что ему приходится насиловать и предавать самого себя, лишь бы только выжить. А хочется тихой и мирной жизни, без надрыва и высокопарных слов. Без истерик и угроз. Просто говорить с ребенком, просто слушать и думать. Без оценок и сравнений. Без гонки, кто великий. Без соревнования, кто больше герой.

Вы не обижайтесь. Но мы все обычные люди. У всех свои достоинства и недостатки. Мы взяли от вас все хорошее и все плохое. И теперь с этим наследством разбираемся.

Поэтому, пожалуйста, не судите строго. Дайте глотнуть свободу. Перестаньте, как Пятачку в мультике, повязывать на рот платочек.

Мы справимся. А если нет… вы всегда сможете бросить нам в лицо: «А я тебе говорила!».

Иногда кажется, что «свою правоту» (к правде это не имеет никакого отношения) вы любите больше, чем нас.

И это мы тоже от вас унаследовали.

Татьяна Соколова. Педагог.