Семья

Игра в слова

Игры со словами.

Эти игры хороши тем, что в них можно играть в дороге, они не требуют особой подготовки и дополнительных материалов, кроме бумаги и ручки.

Детей можно обучать русскому языку, играя в слова. Это весело + словарный запас пополняется.

1.Я знаю 5…

  • праздников

  • овощей

  • насекомых

  • видов одежды

  • обуви

  • мебели…

Называем по пять слов определенной категории.

2. Назови на букву…

Выбираем букву алфавита и отыскиваем на карте, в Интернете или в голове.

  • Географическое название.

  • Животное.

  • Птицу.

  • Насекомое.

  • Растение.

На заданную букву.

Другой вариант.

Выбираем какую-то категорию, например, географические названия. Если первый игрок говорит МОСКВА, второй придумывает следующее название на последнюю букву – АВСТРИЯ и т.д.

3. Назови противоположное.

Холодный – горячий, черный – белый, быстрый – медленный.

4. Продолжи ряд.

  • Капуста, картошка, морковка…

  • Трамвай, автобус, грузовик…

  • Туфли, валенки, калоши…

Ребенок продолжает ряд, добавляя свои слова из той же категории.

5. Загадки из слов.

  • Посмотрите вокруг и загадайте что-то из окружения ребенка. Назовите первую букву, и пусть он угадывает.

  • Описывайте предмет, например: желтый, кислый, кладут в чай. Пусть ребенок, угадывает, что это.

  • Загадывайте, что из чего сделано (предметы из дерева, металла, стекла), что для чего нужно (инструменты), кто и что делает (профессии).

6. Я купил в магазине…

Играем по принципу снежного кома. Первый называет одну покупку, второй повторяет его слово и добавляет свое. Например:

  • Я купил в магазине штаны.

  • Я купил в магазине штаны и ручку.

  • Я купил в магазине штаны, ручку и блокнот…

И т.д. Пока не надоест, и вы не скупите весь магазин.

7. Сочиняйте истории.

По принципу снежного кома один называет 1-2 слова, второй добавляет несколько своих, и так выстраивается сюжет небылицы или короткой истории.

  • Кот...

  • Рыжий кот...

  • Рыжий кот шел...

  • По улице шел рыжий кот...

  • По улице шел рыжий кот...

  • По улице шел рыжий кот с гантелей…

  • По улице шел рыжий кот с гантелей в зубах…

Каким будет сюжет вашей истории зависит только от фантазии и воображения участников.

8.Что лишнее.

Назовите несколько слов. Например: корова, олень и коза. Ребенок ищет общий признак и отсеивает слово, которое не подходит.

Со школьниками старайтесь, чтобы было несколько критериев для сравнения слов. Например: жизнь, шишка, жираф, щука.

Лишним может быть жираф, так как он мужского рода; жизнь, так как это абстрактное понятие (нельзя потрогать), либо щука – она на «чу-щу», а остальные слова на «жи-ши».

9. Запутанные слова.

Переставьте буквы в слове местами, и пусть ребенок восстановит правильный порядок. Например:

  • ДАКОЛОШ = ШОКОЛАД.

10. Шифры из слов.

Пронумеруйте буквы в алфавите и составьте цифровой ребус. Каждой букве соответствует свой порядковый номер. Дайте ребенку подсказку, пусть он расшифровывает, а потом точно также составляет шифры вам.

Например, слово аист будет зашифровано так: 1, 10, 19, 20...

Еще один вариант шифров – смещение (А=Б, Б=В). В данном случае АИСТ будет выглядеть как БЙТУ.

11.Спрятанное слово.

Скажите ребенку предложение, пусть он его запишет и прочитает только начальные буквы каждого слова.

ВЧЕРА ИВОЛГА ЛЕТАЛА К АИСТУ.

Спрятавшееся слово – ВИЛКА.

12. Загадай букву.

Мама или ребенок задумывают букву. Другие участники называют разные слова. Если в них эта буква есть, то водящий говорит, сколько раз она встречается.

Например: эта буква есть в слове кот, каша и колокольчик. В последнем слове ее целых две. Что это за буква? «К».

13. Пирамида слов.

Выберите букву. Запишите самое короткое слово, какое сможете вспомнить в вершине пирамиды. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше.

Например:

  • ПА

  • ПАР

  • ПАРК

  • ПАРУС

  • ПИКНИК

  • ПРАВИЛО

  • ПРОСПЕКТ

  • ПАРАДИГМА

Главное играть весело и получать от игры удовольствие.

Татьяна Соколова. Педагог.