Библиотека med2000.ru

Семья

Пальчиковая гимнастика и игровой массаж.

Гимнастика для пальчиков является очень важной частью работы по развитию мелких мышц кисти. Чем лучше ребенок владеет пальчиками, тем быстрее и качественнее он начнет говорить, писать и рисовать.

Пальчиковая гимнастика помогает ребенку освоить навыки одевания и раздевания, застегивания пуговиц, завязывание шнурков.

Разнообразие пальчиковых игр огромно. Вам необязательно разучивать стишки, запоминать их наизусть. Достаточно уловить логику, запомнить, какие упражнения с пальцами полезны ребенку. Понаблюдайте, что вызывает сложности конкретно у вашего малыша. Двигайтесь, постепенно усложняя задания.

Напевайте песенки и выстукивайте ритм мелодии пальцами. Делайте трубы ручками и выдувайте любимый мотив. Сооружайте бинокли и наблюдайте погоду за окном.

Представьте, что ваши пальцы акробаты или цирковые артисты, пусть они учатся проделывать разные трюки. Делать кольца, очки, подзорную трубу, забираться на спину друг друга и строить пирамиды.

Перебирайте мелкие предметы. Учитесь брать мелкие предметы двумя пальцами. Считайте монетки, складывайте их в кошелек, учитесь ставить на ребро и вращать, как юлу.

Хорошей тренировкой для пальцев и ладошки является игра в ковшик, когда малыш пытается зачерпнуть воду и, удержав ее в руке, донести до рта и попить.

Все эти упражнения помогут малышу подружиться со своими пальчиками. Они станут быстрыми и ловкими, как и ваш малыш.

Что такое пальчиковые игры?

Это инсценировка рифмованных историй и сказок при помощи пальцев, упражнения и жесты, которые изображают окружающие предметы, животных, людей, явления природы. Они помогают, развить мелкую моторику, что способствует развитию речи, творческой деятельности ребенка и в дальнейшем письма.

Начинать заниматься пальчиковой гимнастикой нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Пальчиковые игры – отличный способ занять малыша в дороге или длинной очереди. Веселая зарядка для пальчиков развивает не только двигательную, но и мыслительную активность. Вы с пользой проведете время и сможете снять напряжение малыша.

Если вы застряли в пробке или очень долго находитесь в дороге, возьмите ладошку малыша в свою руку, погладьте каждый пальчик, рассказывая коротенькую сказку, например, «Сорока-белобока». Это поможет переключить внимание, развлечет ребенка, и он забудет об усталости.

Знакомство с пальчиками.

Дружат наши пальчики,

Девочки и мальчики.

И когда гулять идут,

Дружно парами встают (соединяйте поочередно пальцы правой и левой руки).

Потрясите ручкой. Поздоровайтесь с каждым пальчиком в отдельности. Познакомьтесь с именами пальцев. Расскажите, что у пяти братцев на правой руке, есть близнецы. Скрестите поочередно два больших пальца, потом два указательных и т.д. Пусть пальчики обнимутся, поприветствовав друг друга. Теперь поочередно соединяйте пальчики. Скажите, что так они целуются. Встряхните ручку и приступайте к первому упражнению.

Солнышко.

Растопырьте пальчики, словно это лучики солнышка, вращайте ладошку.

Возможно, поначалу вам придется взять ручку малыша в свою и показать, как правильно раскрыть ладошку, выпрямить все пальчики.

Птички.

Помашите ладошками, словно крылышками. Так птички летают. Соедините указательный и большой пальцы на обеих руках, сделайте клювики. Постучите ими об пол – птички клюют зернышки.

Зайчики.

Поднимите вверх указательный и средний пальцы малыша – это ушки зайчика. Постарайтесь ими пошевелить, покрутите руку вправо и влево – зайчик смотрит по сторонам, не идет ли охотник. Второй рукой сделайте пистолетик – это появился охотник. Чтобы спрятать вашего зайчика, соорудите ему домик – крышу из ваших ладошек. Заприте дверцы – поставьте две ладони рядом лицом к себе, чтобы мизинцы соприкасались. Сделайте ручками окошко и посмотрите, ушел ли охотник. Если да, зайчик может снова выходить гулять.

Варим кашку.

Возьмите ладошку малыша в свою руку. Скажите, что это будет кастрюлька, и вы будете варить кашу для пальчиков, девочек и мальчиков. Налейте воды – постучите пальцами одной руки по другой. «Кап-кап льется вода». Сделайте рукой щепоть, перебирайте пальчиками, будто сыплете крупу, соль и сахар. Шлепните одной ладошкой о другую – положите маслице. Помешайте все ингредиенты – указательным пальцем рисуйте круги на ладони. Попробуйте кашу невидимой ложкой: «Ах, вкусно». Пора кормить пальчики. Называйте палец, который кормите. Большой будет кушать кашку? Да. Загибайте пальцы поочередно к середине ладошки – пальцы пробуют кашку: «ням». Довольные и сытые они кланяются поварам – сгибайте поочередно пальцы, не забывая еще раз назвать их по именам.

Тучка.

Сожмите ручку в кулачок. Постучите об пол – это гремит гром. Расправьте ладошку и изобразите дождик, постукивайте сначала пятью пальчиками, постепенно загибая все новые, дождик затих. Сделайте ладошкой солнышко.

«Тучка прилетела к нам и сказала тучка: «БАМ».

Дождик капает: «кап-кап» и стучит по крыше.

Вот он стал потише.

Солнышко взошло,

В гости к нам пришло.

Вот растет цветок (ладонь поднята к потолку, пальцы скрючены).

И летит жучок (соедините указательный и большой пальцы, издавайте жужжащий звук).

Он нектар попьет (пощипывайте поочередно все пальцы).

Уж ночь идет.

Жук ложится на бочок (положите вашего «жучка» в центр ладони).

Закрывается цветок (сожмите пальцы в кулачок).

Можешь пальцы сосчитать?

Раз, два, три, четыре, пять (считаем пальцы одной руки, загибая их в кулачок).

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять. (Считаем пальцы второй руки.)

Десять пальцев – пара рук. (Демонстрируем все десять пальцев.)

Вот твое богатство друг. (Пересчитываем пальцы на обеих руках.)

Грязнули.

Покажите ребенку пять пальчиков – веселых братцев. Расскажите, что они большие грязнули. Так перемазались, что им срочно нужна ванна. После этого дайте малышу маленькую губку, мыло и помойте вместе каждый пальчик или сыграть в игру, представляя как «мама» - правая ладошка моет своих малышей.

Стыдно грязнулями ходить,

Надо пальчики помыть.

Мылом пальчики намылим, (указательным пальцем одной руки делаем круговые движения по подушечкам противоположной).

Их мочалкой трем, трем (большим пальцем протираем каждый пальчик).

Кап-кап, душем поливаем, (постукиваем пальцами одной руки по другой).

В полотенце завернем (накрываем одну ладонь другой).

Феном сушим, сушим, сушим (дуем на пальцы).

И немножко потрясем.

Вот и братцы. Все готовы.

Стали чистыми – будете здоровы.

Лодочка.

Две ладошки я сожму.

И по морю поплыву (делаем лодочку из ладоней и покачиваем их, как на волнах).

А по бурным волнам,

Рыбки вьются тут и там (делаем волнообразные движения обеими ладонями).

Удочку скорей бери,

Рыбок ты моих лови.

После этих слов малыш должен поймать руку взрослого, зажать ее между своими ладошками, словно захлопывает две половинки раковины. Если ему удалось поймать «рыбку», взрослый и ребенок меняются ролями. Малыш изображает ручками рыбок, а мама или папа его ловят.

Гости.

- Мама, мама! (Мизинцы постукивают друг о друга.)

- Что, что, что? (Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)

- Гости едут! (Постукивают мизинцы.)

- Хорошо! (Постукивают указательные пальцы.)

- Здравствуйте! (Средний и безымянный кланяются.)

- Проходите (Указательный и мизинец кланяются в ответ).

Пальцы перекрещиваются между собой, будто обнимаются.

- Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются постукиванием по тем же пальцам другой руки.)

Тесто.

Тесто месим, месим, месим (ладони расправлены, собираем пальцы в кулаки и перекатываем их по столу).

Тесто мнем, мнем, мнем (сжимаем и разжимаем кулаки).

Мы лепешки раскатаем (делаем раскрытыми ладонями круговые движения).

Формы разные возьмем (соединяем большие пальцы и кончики указательных, делаем круг).

Вырежем круги из теста.

Вот начинка. Шлеп-шлеп (держим невидимую ложку правой рукой, накладываем на левую ладонь невидимую начинку).

Тесто пальцами скрепляем, (пальцами правой руки соединяем большой палец левой с остальными).

В печку пирожок кладем (две раскрытые ладони подаем слегка вперед).

Пахнет вкусно пирожок,

Ешь скорей его, дружок.

Ням-ням (изображаем, как кушаем пирожки).

Строим дом.

Расскажите про лесорубов, которые валят в лесу лес. Поговорите о том, какие инструменты знакомы ребенку. Изображайте, как пила пилит бревна (и-и-и-и), как топор рубит (дам-бам), а молоток стучит (тук-ток.). Сопровождайте движения словами, побуждая ребенка повторять за вами. Когда бревна готовы, сложите их в мостик. Соединяем обе руки, чередуя пальцы. Два больших смотрят на вас, затем два указательных и так до маленьких мизинцев. Строительство моста – задача непростая, малышу понадобится помощь, чтобы правильно сложить пальчики.

Забор.

Пальцы одной руки – это ваш забор. Пальцы второй – кисти. Расскажите ребенку, кто такой маляр, а потом предложите покрасить заборчик. Пусть малыш красит забор разными кисточками, от большого пальца до мизинца.

На машине.

Едем на машине (двигаем одну ладонь по второй руке) би-би-би (давим на невидимую кнопку большим пальцем).

Крутятся колеса (крутим перед собой кулачками ). Погляди.

Посмотри в бинокль (делаем бинокль из пальцев), подзорную трубу (складываем ручки в трубу).

Что ты там увидел на лугу?

Корову? (Делаем рога из пальцев и мычим, как коровы.)

Собаку? (Складываем из пальцев голову лающего пса.)

Зайца? (Поднимаем вверх указательный и средний пальцы.)

Бабочку? (Перекрещиваем большие пальцы, остальные расправлены в разные стороны, как крылья бабочки.)

Петуха? (Мизинец, безымянный и средний подняты вверх, указательный и большой образуют клюв.)

Вот темнеет. Ночь уже близка.

Возвращаться нам пора.

Спит машина в гараже (складываем ладошки домиком).

А малышка спит мой где? (Складываем обе ладошки под щечку и изображаем, что уснули.)

Улитка.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

Это улитка в панцире живет.

Если она голодна, голову высунет и ползет.

Травку найдет, жует.

Захочет спать, в домик прячется опять.

Капустка.

Мы капусту рубим, рубим, (ладони ставим на ребра, изображаем, как режем капусту).

Мы капусту солим, солим, (делаем пальцами щепотки, изображаем посыпание солью ).

Мы капусту трем, трем, (ладошки трем друг о друга).

Мы капусту жмём, жмём. (потираем один кулачок о другой).

Мы капусту квасим, квасим,

В банку плотненько кладем (пальцы одной руки складываем в виде бочонка, пальцы второй просовываем внутрь).

Вот и крышка (накрываем «бочонок» второй ладонью).

Все готово.

Мы пойдем за банкой новой (делаем бочонок из пальцев второй руки, игру можно повторить).

Жучок.

На ладошку сел жучок, (скрючьте пальцы на руке, как будто это лапки насекомого).

Лапками скребется, (поскребитесь одной рукой по поверхности другой).

Ждет, когда его дружок - паучок проснется (обе руки со скрюченными пальцами).

Друзья друг друга увидали, гулять побежали (перебирайте пальцами обеих рук по телу).

Моя семья.

Загибайте пальчики в кулачок.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Пальцы в домик спать легли, постучимся в домик мы. (Стучимся одним кулаком о другой.)

Просыпайтесь! Поднимайтесь!

Первая проснулась я, а потом и вся семья (поочередно отгибайте пальцы).

Пальчики ложатся спать.

В мягкие кроватки пальчики легли.

Глазки закрыли и видят сны.

1,2,3,4, 5 – захотели поиграть (разгибаем пальцы одной руки и трясем ими).

Постучали в дом к соседям (стучим одним кулаком о другой).

Там проснулись пальцы все:

6, 7, 8, 9, 10 (разгибаем пальцы второй руки, трясем ими).

Но пора обратно всем.

На ночь их старшой целует (большим пальцем каждой руки касаемся остальных).

И укладывает спать (складываем пальцы на обеих руках в кулаки).

Чтоб могли большими стать (выпрямляем пальцы, растягивая их сильно-пресильно, демонстрируем, какими большими они станут, если будут спать).

Игровой массаж

Игровой массаж – это еще один способ помочь ребенку переключиться, снять напряжение и отвлечься от переживаний. Во время массажа вы можете гладить, пощипывать, растирать, постукивать, а также сгибать и разгибать ножки и ручки малыша, прикасаться к разным поверхностям и обсуждать, какие они на ощупь, гладкие и мягкие, скользкие и холодные или шершавые.

Начинать и заканчивать массаж следует легким поглаживанием ладоней и пальцев по коже ребенка, при которых кожа не собирается в складки. Поглаживание проводится от кисти к плечу, от стопы к паху, от боков к пупку и по часовой стрелке вокруг.

Для игрового массажа подходят и короткие стишки такие, как «Мишка косолапый» или «Вышел зайка погулять». Их легко запомнить и несложно иллюстрировать.

Массажом может сопровождаться любая сказка, которую вы рассказываете на ночь. Например, «Теремок». Мягкая кисть, кусочки разных тканей помогут разнообразить ощущения и лучше представить себе холодную лягушку или мягкую лисичку.

Картинки на спине.

Положите малыша на живот или спину. Нежно поглаживайте, как будто готовите полотно для рисования. Ласково рассказывайте малышу все, что вы делаете:

На животике, на спинке

Рисуем картинки.

Угадай, это кто?

Голова круглая.

Глаза большие.

Усы длинные.

Сам полосатый,

С мягкой лапой.

Мяу.

Загадывайте и рисуйте других животных, с которыми уже знаком малыш. И пусть он пытается угадать их по вашему описанию.

Человечек.

Указательным и средним пальцами побегайте по своей руке. Представьте ребенку маленького человечка. Расскажите, что он ужасно шаловливый и любит всех щекотать и прятаться в неожиданных местах. Пробегитесь по ручкам, животику и спинке малыша, заберитесь в подмышку, пощекочите шею. Попросите ребенка, чтобы он поймал человечка. Когда ему это удастся, поменяйтесь ролями. Теперь пальчики малыша будут убегать и прятаться, а вы будете их искать.

Набегавшись и наигравшись за день, у ребенка так много впечатлений, что не всегда удается сразу уснуть. Игровой массаж помогает успокоиться и приготовиться ко сну. Он должен быть крайне нежным, не вызывая щекотки. Используйте технику поглаживаний, дуновений.

Под мирное ровное звучание вашего голоса, нежные прикосновения, малыш уснет с приятным ощущением любви и нежности. Так важно, чтобы ребенок не только знал, но и чувствовал, что мама и папа его любят.

Берегите друг друга и будьте здоровы.

Татьяна Соколова. Педагог.

Читайте такжеНа главную страницу