Школа

Финансирование домашнего обучения

На сегодняшний день любой ребенок может получить на домашнем обучении такое же, а порой и большее количество знаний и навыков, чем в школе. Однако перейти на домашнее обучение не так-то просто, несмотря на то, что этот способ образования законен.

Когда родители вынуждены работать с утра до ночи, довольно трудно выкроить время, чтобы помочь ребенку с получением знаний и навыков.

Любой родитель закончил школу, а то и институт, и каждому по силам, т.е. по знаниям, помочь ребенку в пределах школьной программы. Кроме этого есть различные формы он-лайн обучения. Как платного, так и бесплатного. И вообще - огромное количество образовательных курсов. И даже для родителей, которые хотят стать своим детям домашними педагогами есть и книги, и лекции, и курсы. И с каждым годом их становится все больше.

Проблема возникает тогда, когда на помощь своим детям не хватает времени. А если уменьшить количество часов работы родителей, чтобы уделить время ребенку, то может возникнуть проблема с деньгами.

Однако этот вопрос, при желании, решить довольно просто.

В бюджете любой страны давным-давно заложены деньги на оплату домашнего образования. На грант или пособие ребенку, находящемуся на домашнем образовании. Просто эти деньги почему-то никто не выплачивает «домашним» учащимся или их родителям.

Где «прячутся» эти деньги?

Поскольку в большинстве стран школьное образование государственное, гарантированное конституцией, то и финансирование этого образования заложено в бюджет.

Все расходы на школьное образование в бюджете, в конце концов это затраты на обучение всех школьников. Даже если это деньги на освещение, обогрев, покраску, строительство, учебники и зарплаты педагогам и чиновникам. Даже если это расходы на содержание министерства образования. Таким образом, если разделить все деньги бюджета на школьное образование на количество всех школьников, то мы получим стоимость обучения одного школьника. В эту стоимость войдут зарплаты и налоги учителей, директоров, уборщиц, завхозов, охранников, чиновников и т.д. Войдут средства на строительство и ремонт школы, коммунальные услуги и другие хозрасходы. Войдет стоимость учебников, методичек для учителей, и даже обучение учителей в институте. Ведь все это расходы, в итоге, на обучение конкретного школьника.

Если использовать эту методику, то по моим расчетам, на каждого школьника, в зависимости от страны, из бюджета тратится от 400 долларов в месяц и более (причем, значительно более).

Это деньги школьника. Не государства, не школы, не родителей. Они принадлежат школьнику и выделены налогоплательщиками, согласно конституции, на его образование.

Т.е. на финансирование домашнего образования никаких дополнительных денег выделять не нужно. Они и так предусмотрены в бюджете. По 400 и более долларов в месяц на каждого школьника.

Таким образом, если родители принимают решение перейти на домашнее образование, то эти деньги бюджет на них не тратит. Этому конкретному ученику не нужны стены и отопление школы, услуги чиновников и ежедневная работа учителей. Не нужно ничего из вышеперечисленного.

При этом, согласно Конституции, согласно принципу всеобщего права на образование, эти деньги государство обязано потратить именно на этого ребенка.

И, вполне возможно, что часть родителей, имея выбор - работать с утра до вечера даже за 800 долларов или получать 400 долларов и находиться дома и заниматься обучением своих детей, предпочтут второе. Ведь из 800 долларов часть денег они тратят на трансфер на работу, дресс-код, обеды. И тратят на это массу времени. Тогда как их дом и их дети пребывают «в запустении».

Если боязно, что родители деньги растратят, а обучения не будет, то для контроля над расходованием бюджетных средств можно применить платный квартальный или ежегодный «экзамен» для «домашнего школьника».

Платным этот «экзамен» должен быть в силу того, что необходимо оплатить труд проверяющих учителей. Это не столь большая почасовая оплата.

И в данном «экзамене» важна не проверка успеваемости, а констатация прогресса знаний у школьника. Есть прогресс - финансирование продолжается. Нет прогресса - прекращается, поскольку есть риск нецелевого использования, в результате которого и не было прогресса.

Кроме этого, составной частью «экзамена» может быть консультация родителей с педагогами и психологами с целью повышения эффективности их «работы», домашнего образования.

Что будет в итоге?

Ребенок будет в безопасности, в удобных условиях, с родителями. Ребенку будет интересно учиться, имея множество вариантов выбора, как в методиках, так и в учебных материалах. Ребенок будет избавлен от рисков инфицирования в школе, буллинга, прессинга со стороны учителей, усталости от шума и школьной толпы, дороги до школы и обратно. Ребенок будет учиться в удобном ему темпе. Ребенок будет волен сам определять свое расписание, время и длительность обучения. Родители смогут посвятить время детям и семье в целом, а не дороге на работу и с работы. Это приведет к улучшению образования конкретного школьника на порядок. Уровень такого образования в целом будет выше, чем в школе. От такого домашнего обучения выиграет даже традиционная школа, потому что в классах будет меньше учеников. Учителю будет проще учить оставшихся, успеваемость повысится.

Что же мешает пойти по этому пути? В принципе, ничего. Технически.

Пропьют ли эти деньги?

В подавляющем большинстве случаев - нет.

За последние 50 лет было проведено несколько масштабных социально-экономических экспериментов как в крайне бедных странах Африки, так и во вполне благополучных европейских странах. В рамках этих экспериментов людям раздавали деньги «просто так». Без грантов, условий и контроля.
Через некоторое время ученые собрали статистику - на что люди потратили эти деньги. Выяснилось, что 80-90% участников эксперимента потратили выданные им средства на то, чтобы изменить свою жизнь к лучшему - получить образование или доступ к информации, купить детям обувь, чтобы они смогли ходить в школу, открыть бизнес или провести в дом канализацию и т.д. И все это без какого либо контроля и квартальных отчетов.

Лишь незначительное количество людей разбазарили выделенные средства или потратили их таким образом, что жизнь их качественно не изменилась к лучшему.

Кстати, точно такое же разбазаривание возникает, когда учитель плох, когда результат школьного обучения плачевен, когда ребенок в школе не учится, а "отбывает часы", когда преподаватель делает вид, что учит и т.д.

Таким образом, все что требуется для обеспечения полноценного и масштабного домашнего образования - это принять соответствующие законодательные акты, в которых будет прописан объем и механизм получения семьями средств на домашнее обучение детей.

Соколов А.Л.