Сексология

Развитие гендера и социальные подходы к нему. Часть 2

Келли. Основы современной сексологии. Изд. Питер

Перевели с английского А. Голубев, К Исупова, С. Комаров, В, Мисник, С. Панков, С. Рысев, Е. Турутина

Развитие гендера и социальные подходы к нему. Часть 1

Развитие гендера и социальные подходы к нему. Часть 3

Развитие гендера и социальные подходы к нему. Часть 4

Развитие гендера и социальные подходы к нему. Часть 5

Гормоны и развитие плода.

Половые железы зародыша, чьи хромосомы запрограммированы на формирование женских признаков, автоматически разовьются в яичники. Однако если гонады запрограммированы на развитие по мужскому типу, для формирования яичек необходим еще один процесс, контролируемый SRY-геном, нормально расположенным в Y-хромосоме. Значительный объем исследовательских данных указывал на существование вещества, названного H-Y-антигеном, которое помогает превращению зародышевых половых желез в яички, и это вещество в конце концов было выделено (Pennisi, 1995).

Когда яички сформированы, они также начинают производить два гормона. Тестостерон обеспечивает преобразование вольфовых протоков во внутренние половые органы мужчины. SRY-ген активирует яички зародыша на выработку антимюллерова гормона, который подавляет превращение мюллеровых протоков в женские половые органы (Haqq et al., 1994; Hunter, 1995). Тот факт, что для развития эмбриона по мужскому типу необходимо присутствие этих двух гормонов, иногда носит название «принципа Адама». Также предполагалось, что сложные генетические и биохимические взаимодействия, которые должны реализоваться для этого, вполне способны обеспечить несколько большую уязвимость мужского пути развития в отношении изменений и осложнений в окружающей среде. Известно, например, что случаи задержки умственного развития, проблем с обучаемостью, некоторых форм патологии речи и вариантного сексуального поведения чаще встречаются у мужчин, чем у женщин (Reinisch & Sanders, 1992).

Насколько известно на сегодняшний день, развитие женских половых органов и всей их репродуктивной системы не зависит от производства какого-либо гормона, и этот факт получил обозначение «принцип Евы». Если SRY-ген отсутствует, так что мужские гормоны не вырабатываются, зародышевые половые железы становятся яичниками, а мюллеровы протоки превращаются в матку, фаллопиевы трубы и часть влагалища. Без тестостерона, стимулирующего их развитие, вольфовы протоки просто исчезают. Тем не менее обнаружение гена DAX-1 в Х-хромосоме поставило под сомнение предположение, что развитие плода по женскому типу происходит в некотором смысле «по умолчанию» при отсутствии SRY-гена.

С 10-й недели развития плода происходит половая дифференциация на трех различных уровнях - внутренних половых органов, наружных половых органов и головного мозга. Развитие мужского организма в основном происходит под влиянием тестостерона. И яичники, и яички сперва развиваются в брюшной полости; затем яичники перемешаются в область таза, а яички опускаются в мошонку.

Среди многих низших млекопитающих у самцов и самок одного вида наблюдается предсказуемо различающееся поведение. Первоначально предполагалось, что гормоны не оказывают большого влияния на предопределенность различающегося поведения полов. Работа Уильяма Янга (Young, 1961) и другие исследования привели к гипотезе о том, что тестостерон, присутствующий в эмбрионах многих млекопитающих, воздействует на структуры и пути формирования центральной нервной системы, особенно головного мозга, таким образом, что у взрослого животного проявляется поведение, свойственное самцам. Если тестостерон отсутствует, поведение взрослой особи является типичным для самок. Это явление было обнаружено, например, у обезьян и крыс. У многих млекопитающих, по-видимому, имеется критический период в развитии и в половой дифференциации, когда присутствие мужских гормонов оказывает этот «маскулинизируюший» эффект. В то же время происходит параллельный и независимый процесс дефеминизации. Отсутствие вырабатываемых яичками андрогенов приводит к обратным процессам: демаскулинизации и феминизации (Olsen, 1992; Rubinow & Schmidt, 1996).

Отклонения при половой дифференциации

Расстройство Причина Типичные проявления Преобладающая гендерная идентичность
Последствия внутриутробной андрогенизации Назначение гормональной терапии во время беременности Особи генетически женского пола (XX) с увеличенным пенисоподобным клитором. Обычно подвергаются хирургической коррекции и воспитываются как девочки
Последствия воздействия диэтилстилбестрола Назначение диэтилстилбестрола для предотвращения выкидыша У мальчиков: меньшая разделенность функций между полушариями головного мозга; снижение пространственных способностей; меньшая уверенность в себе. У девочек; по непроверенным данным, может отмечаться маскулинизирующий эффект У мальчиков - маскулинная с возможностью развития фемининных черт; у девочек - неопределенная
Врожденная гиперплазия надпочечников Генетическое нарушение, при котором в организме накапливаются андрогены Маскулинизация гениталий у особей генетически женского пола (XX).

Даже после хирургической коррекции и воспитаний какдевочек наблюдается тяга к маскулинным игрушкам и паттернам поведения, а также более развитые пространственные способности
Любая, с тенденцией к наличию некоторых маскулинных черт
Синдром нечувствительности кандрогенам Клетки тела генетически мужского организма не способны нормально реагировать на тестостерон Генетически мальчики (XY), рождаются с женскими гениталиями и обычно воспитываются как девочки. В период полового созревания развиваются груди, но менструации отсутствуют. Как правило, демонстрируют женское поведение Фемининная
Синдром нехватки дигидротестостерона Недостаток фермента, необходимого для нормально го развития мужских половых органов Генетически мальчики (XY), рождаются с гениталиями, больше похожими на мужские. В период полового созревания развиваются мужские вторичные половые признаки. Впоследствии могут жить как особи мужского пола Маскулинная

Воздействие синтетических гормонов.

Другие свидетельства показали, что воздействие на плод некоторых синтетических гормонов, сходных с половыми, может привести к формированию поведенческих особенностей, которые можно рассматривать как свойственные мужчинам или женщинам. Большие дозы синтетических прогестинов отдельных типов, в прошлом обычно использовавшихся при лечении некоторых медицинских проявлений во время беременности, по-видимому, влияют на плод примерно так же, как и тестостерон. Некоторые особи женского пола, подвергавшиеся пренатальному воздействию этих гормонов, рождались с гениталиями, скорее напоминавшими мужские, например с увеличенными клиторами. Как мужчины, так и женщины, подвергшиеся воздействию сходных с тестостероном гормонов, впоследствии наблюдались и сравнивались с контрольными группами. Были получены свидетельства, что такое воздействие приводит к проявлению большего индивидуализма, независимости, самоуверенности и агрессивности, чем у мужчин и женщин, не сталкивавшихся с синтетическими гормонами до рождения. Рассчитываемые согласно некоторым психологическим шкалам «индексы маскулинности» у таких людей, как правило, оказываются более высокими (Reinisch & Sanders, 1992).

Другой синтетический гормон, сходный с эстрогеном, называется диэтилстилбестрол. В течение ряда лет он широко использовался для предотвращения выкидышей, но были получены свидетельства того, что воздействие этого вещества на плод может приводить к изменениям в развитии мозга. Мужчины, которые подвергались таким пренатальным воздействиям, демонстрировали меньшую разделенность функций между полушариями, так же как и снижение пространственных способностей по сравнению со своими братьями, избежавшими подобного влияния. Оба эти эффекта могут представлять собой феминизацию или демаскулинизацию плода, поскольку мужчинам в целом свойственны большая разделенность функций между полушариями и лучшие пространственные способности, чем женщинам. Мальчики, подвергшиеся влиянию диэтилстилбестрола, в других исследованиях оценивались как менее уверенные и менее агрессивные, чем мальчики контрольной группы (Reinisch & Sanders, 1992), В ряде работ также предполагалось, что воздействие диэтилстилбестрола на женщин может приводить к маскулинизации их черт, хотя остается много неясного в том, что касается влияния этого синтетического гормона на женщин (Hines & Collaer, 1993; LishetaL, 1992).

Врожденнная гиперплазия надпочечников.

Иногда врожденную гиперплазию надпочечников называют андрогенитальным синдромом. Она представляет собой генетическое нарушение, которое приводит к накоплению андрогенных гормонов у плода или младенца. Генетические девочки, рожденные с этим нарушением, часто имеют маскулинизированные гениталии и могут подвергаться хирургическому вмешательству, призванному придать их половым органам более «женский» вид. Есть указание, что девочки с этим синдромом, как правило, предпочитают игрушки и виды деятельности, считающиеся более мужскими (Berebaum & Hines, 1992), ведут себя сходно с мальчиками и сами воспринимают себя как «сорванцов» (Slijper et ai., 1992), а также демонстрируют больше типично мужских черт, чем их сестры (Dittman, Kappes, & Kappes, 1993).

Также есть ряд данных, что способности к визуальной ориентации в пространстве, в норме лучше развитые у мальчиков, повышены у девочек с врожденной адренальной гиперплазией. Высказывалось предположение, что именно это обстоятельство, а не врожденные особенности, вызванные гормональными влияниями, может иметь естественным следствием предпочтение игр с игрушками для мальчиков. Напротив, мальчики, которые сталкивались с пониженным уровнем андрогенов в ходе своего развития, как представляется, проявляют сравнительно ослабленные способности к визуальной ориентации в пространстве.

Исследования, посвященные влиянию подобных нарушений на последующее поведение, иногда приносят противоречивые данные, и для выяснения вопроса еще предстоит проделать значительную работу (Hines & Collaer, 1993; Levy & Heller, 1992; Money, 1994).

Синдром нечувствительности к андрогенам.

Как объяснялось ранее в этой главе, секреция гормонов зародышевыми половыми железами необходима для формирования мужских гениталий и возможного подавления женских половых структур. Существует довольно редкое генетическое нарушение, называемое синдромом нечувствительности к андрогенам, при котором клетки развивающегося организма генетических мужчин (XY) не способны к нормальной реакции на тестостерон, секретируемый яичками плода. В результате вместо мужских органов образуются нормально выглядящие женские гениталии, но внутренние женские органы остаются в недоразвитом состоянии. В период полового созревания формируется женская грудь. Также возможно наличие короткого вагинального канала, но, поскольку матка отсутствует, никогда не происходит менструаций. Эти дети с рождения воспитываются как девочки, так как анатомически они выглядят таковыми, и вполне может случиться, что существование каких-то нарушений диагностируется только в связи с не наступлением менструаций (Money, 1994).

Исследования на некоторых генетических мужчинах, которые были воспитаны как девочки и к которым относились как к женщинам, показали, что такие люди проявляют традиционно женские черты, в том числе предпочитают домоводство карьере и в детстве играют с куклами. Как правило, они сообщают, что хотят иметь сексуального партнера-мужчину и мечтают о создании семьи. Ученые предположили, что в случае синдрома нечувствительности к андрогенам неэффективность последних в ходе внутриутробного развития этих генетических мужчин не только приводит к феминизации их гениталий, но и предотвращает любую маскулинизацию их мозга. Это может создавать условия, ведущие к недвусмысленно женскому поведению в последующей жизни (Hines & Collaer, 1993; Money, 1994). Конечно, при этом необходимо отметить, что процессы социализации в ходе воспитания таких детей как девочек также способствуют формированию этих традиционно женских черт. Имеются данные клинического исследования о том, что девочки с таким синдромом с трудом адаптируются к своему бесплодию и что хирургическая процедура, направленная на увеличение размеров влагалища, может приводить к чувству неполноценности. Эффективная психологическая помощь детям с такими нарушениями и их родителям чрезвычайно важна (Slijper etal., 1994).

Синдром нехватки дигидротестостерона.

Есть еще одно нарушение, позволяющее взглянуть на роль гормонов и социализации в формировании гендерной идентичности под новым углом зрения. Это генетическое нарушение, при котором у генетических мужчин отсутствует фермент дигидротестостерон, необходимый для нормального развития у плода мужских наружных половых органов.

Мальчики с синдромом нехватки дигидротестостерона рождаются с неопущенными яичками и с недоразвитым пенисом, который ошибочно может быть принят за клитор, в то время как внутренние половые органы развиты нормально. Иногда имеется частично сформированное влагалище, а мошонка может быть сложена таким образом, что напоминает половые губы. Исследователи обнаружили в Доминиканской республике 18 генетических мужчин, пол которых при рождении был ошибочно определен как женский и которые были воспитаны как девочки (Imperato-McGinleyet al., 1982). В период полового созревания у этих детей неожиданно стали проявляться мужские вторичные половые признаки, в том числе увеличение мышечной массы, понижение тембра голоса и увеличение пениса. Не произошло увеличения груди или развития каких-либо других женских признаков. Эти девочки-становящиеся-мальчиками подвергались множеству насмешек в своих краях. Шестнадцать из них в конце концов усвоили мужские поведенческие паттерны и, видимо, проявляли сексуальный интерес к женщинам. Эти факты были объяснены на основе следующей гипотезы. Поскольку в период внутриутробного развития зародышевые гонады этих мальчиков, скорее всего, секретировали тестостерон, а нарушение затронуло только формирование наружных половых органов, то это позволило детям легче перейти к мужской гендерной идентичности и мужской гендерной роли.

Другими словами, тестостерон может оказывать какого-либо рода маскулинизирующие влияния в пренатальный период на формирование и свойства мозга. Но некоторые оспаривают этот вывод, предполагая вместо этого, что социальное давление вполне может приводить к выбору мужского поведения, более приемлемого с точки зрения традиционных культур. Был зарегистрирован подобный случай врожденного синдрома нехватки дигидротестостерона у пяти мужчин на Новой Гвинее. Они тоже воспитывались как девочки, пока в период полового созревания у них не стали проявляться мужские признаки, и они начали вести мужской образ жизни. Поскольку они жили в обществе, где доминирующее положение занимали мужчины, идентификация в качестве мужчины, а не женщины, означала повышение социального статуса (Herdt & Davidson, 1988).

Гормоны и поведение

Мы только начинаем приходить к пониманию тех воздействий, которые гормоны оказывают на человеческий мозг в пренатальный период. Нет никакого сомнения в том, что обучение после рождения является ключевым фактором, определяющим многое из того, что называется мужским или женским поведением, а также в том, что мнение относительно уместности того или иного поведения для девочек и мальчиков формируется обществом (Levy & Heller, 1992). Можно допустить существование эффекта умножения, когда биологические и социальные факторы действуют, поочередно взаимно усиливая друг друга по мере того, как человек взрослеет. При рождении наблюдается относительно немного заметных отличий в поведении между полами. Все больше и больше взаимодействуя со своим окружением, дети усваивают определенные роли, а затем при половом созревании гормональные факторы снова вызывают значительные сдвиги в половой дифференциации, еще более увеличивая различая между женщинами и мужчинами. Еще предстоит выяснить, в какой степени воздействия со стороны хромосом и гормонов в пренатальный период способны предопределять склонность младенца к конкретным типам поведения и какое именно поведение врожденно оказывается составной частью маскулинности или фемининности.

Недавно внимание было привлечено к роли гипоталамуса, гипофиза и гонад и к их взаимодействию на различных стадиях развития. Был сделан ряд предположений о том, что различия в нейроэндокринной системе также способны влиять на сексуальную ориентацию и поведение (Hines & Collaer, 1993; Swaab & Gofman, 1995; Ward, 1992). Никакое поведение не является исключительно мужским или исключительно женским, кроме репродуктивного. Хотя все типы поведения встречаются в некоторой пропорции у всех людей, порог для проявления конкретного типа поведения может быть ниже либо у мужчин, либо у женщин. Это может означать, что комбинация дородовых гормональных воздействий и послеродовых факторов может приводить к более частому проявлению того или иного поведения у одного из полов. Согласно такой гипотезе, порог для проявления агрессии, например, может быть ниже для мужчин, чем для женщин. Однако одновременно звучат утверждения, что биологические теории, касающиеся различий в поведении между мужчинами и женщинами, опираются на результаты исследований, далеких от того, чтобы быть объективными или тщательно проконтролированными.

Заявлялось, что в действительности работы, положенные в основу таких теорий, во многом проникнуты соответствующими системами общественных и политических Ценностей, что приводит к возникновению множества гендерных мифов (Fausto-Sterling, 1992).

Может оказаться, что пренатальные факторы подготавливает условия для последующего формирования гендерной идентичности и гендерной роли.

Факторы младенчества и детства

Определение пола при рождении.

За исключением случаев рождения детей с неясно выраженными половыми органами, при рождении младенцев обычно не возникает трудностей с определением их пола. Мимолетного взгляда на гениталии достаточно, чтобы определить, отнести ли новорожденного к мальчикам или девочкам. Как только кто-нибудь объявляет «Мальчик!» или «Девочка!», запускаются социальные механизмы, которые впоследствии будут помогать формированию гендерной идентичности взрослого человека.

Воспитание ребенка в качестве мальчика или девочки.

Большинство специалистов полагает, что мальчики и девочки в процессе воспитания подвергаются разному обращению, что получило название дифференцирующей социализации. В каждом обществе от мужчин и женщин ожидается соответствие неким предписанным ролям, и в каждом обществе, как правило, мужчины и женщины обладают довольно согласованными представлениями об этих ожиданиях, нравятся они им или нет (Best & Williams, 1993). Например, сразу же после определения пола розовый и голубой цвета могут быть использованы как отличительный признак, соответствующий названному полу, а о ребенке будут говорить «он» или «она». Также предполагается, что с девочками будут обращаться нежнее и в более опекающем стиле, а с мальчиками - жестче, поощряя их на независимое поведение. Есть свидетельства того, что физические наказания чаще применяются к мальчикам, чем к девочкам.

Тем не менее в обзорах научной литературы по теме дифференцирующей социализации приводятся разные выводы о степени различий в обращении родителей со своими сыновьями и дочерьми. Некоторые аналитические работы указывают на значительные отличия, в других же обнаруживаются лишь минимальные свидетельства несходства в родительских методах по отношению к мальчикам и девочкам (Jacklin & Reynolds, 1993;Lytton&Romney, 1991).

Представление ребенка о своем теле.

Подрастая, дети подвергаются дальнейшей социализации и усваивают поведенческие паттерны, которые считаются уместными для их пола. По мере того как ребенок все больше и больше осознает себя, он начинает реагировать на воздействия со стороны окружающих его людей и становится носителем различимой Я-концепции, включающей представление о себе как о мальчике или девочке. Постепенно ребенок все явственнее осознает пол своего тела, наличие у себя мужских или женских половых органов, и определяет их как часть своей сексуальной природы. Все эти факторы ведут к развитию первичной гендерной идентично с т и. На самом деле эта гендерная идентичность устанавливается так рано, что, за немногими исключениями, любая попытка переоценки пола (в случае неправильного его определения при рождении) оказывается психологически очень трудной уже после 18-20 месяцев жизни.

Определения

ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - различия в отношении к мальчикам и к девочкам в процессе их воспитания.

ЭФФЕКТ УМНОЖЕНИЯ - взаимно усиливающее сочетание наследственных и социальных факторов в процессе развития человека.

СИКДРОМ НЕХВАТКИ ДИГИДРОТЕСТОСТЕРОНА - состояние, при котором генетически мужской организм обладает недоразвитыми половыми органами и может быть при рождении определен как девочка. Однако в период полового созревания у таких людей начинают формироваться мужские вторичные половые признаки и, как правило, проявляются мужские поведенческие характеристики.

ВРОЖДЕННАЯ ГИПЕРПЛАЗИЯ НАДПОЧЕЧНИКОВ - генетическое нарушение, которое вызывает маскулинизацию генетических женщин, проявляющуюся также и в поведении.

СИНДРОМ НЕЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К АНДРОГЕНАМ - состояние развивающегося плода, при котором его клетки не реагируют на андрогены, что приводит к развитию женских наружных половых органов у генетических мужчин (XY). В дальнейшем также наблюдается феминизация поведенческих характеристик.

H-Y-АНТИГЕН - вещество, вырабатываемое в эмбрионе в случае наличия Y-xpoмосомы. Играет важную роль е превращении зародышевых гонад в яички.

АНТИМЮЛЛЕРОВ ГОРМОН - гормон, секретируемый яичками плода и предотвращающий развитие женских половых структур из мюллеровых протоков.

ВНУТРИУТРОБНАЯ АНДРОГЕНИЗАЦИЯ - состояние, при котором прием гормонов, прописанных в период беременности, вызывает маскулинизацию половых органов генетически женского (XX) плода и, возможно, влияет на последующие поведенческие характеристики, даже если ребенок воспитывается как девочка.