Психология

Эмпатия

Эмпатия - это научный термин, который с некоторыми допущениями можно перевести на бытовой язык как сочувствие, сострадание, сопереживание.

Википедия формулирует так: Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Эмпатия, как осознанная государственная политика и основа общественных движений довольно молодое явление.

В 20-м веке примерами государственной эмпатии м.б. помощь США при голодоморе в СССР, Берлинский воздушный мост, забота об инвалидах, начавшаяся в 70-е годы. Примером общественной эмпатии, безусловно, являются всевозможные благотворительные организации, волонтерские движения и даже движения защитников прав животных.

На первый взгляд, все мероприятия, связанные с эмпатией, расходные, увеличивающие нагрузку на бюджет и экономику.

Но если посмотреть внимательнее, то окажется, что все наоборот.

Эмпатия, принятие труда проституток, приведшее к их легализации в Нидерландах и Германии, приносит многомиллиардные доходы в бюджеты этих стран.

Эмпатия, создавшая медицинский пункт INSITE, обслуживающий героиновых наркоманов в канадском Ванкувере, уменьшила риск заражения СПИДом, гепатитом В и С, для всех жителей этого города. Это сохранило деньги налогоплательщиков и бюджет здравоохранения.

Эмпатия к людям, страдающим раком и рассеянным склерозом, привела к легализации марихуаны в десятках штатов США, что принесло в бюджет огромные доходы и дало работу многим тысячам людей.

Эмпатия, проявившаяся в повсеместном устройстве пандусов, туалетов, лифтов и прочего для инвалидов, привела к возникновению новой высокотехнологичной отрасли, интеграции инвалидов в мир здоровых людей, устройству их на работу и опять-таки к дополнительным налоговым поступлениям.

Впрочем, самое главное во всем этом - снижение агрессии в обществе, рост доверия и взаимопомощи, уважение к другому человеку, пусть и сильно непохожему. Ведь в эмпатии нуждаются все. Ведь именно недостаток эмпатии между людьми часто приводит к наркотикам, в том числе, к употреблению экстази или алкоголя.

Тренд эмпатии привел к заботе о беременных, кормящих, о детях.

Обсуждаемый в данное время экономистами безусловный доход - это тоже разновидность эмпатии, превентивной защиты от голода и проблем для жизни и здоровья.

Даже принятие Декларации прав человека - это та же самая эмпатия.

Эмпатия в образовании привела к возникновению высокоэффективных методик обучения, например в Финляндии.

Эмпатия и понимание экономических выгод привело к смягчению миграционной политики ряда европейских стран, например в Германии.

Таким образом, все проявления эмпатии благотворно влияют на экономику.

Понятие эмпатии и свободы неразделимо. Ибо место, где эмпатия минимальна - это тюрьма. Там, где эмпатия максимальна, возникает хорошая школа, хорошая клиника, любящая семья.

Эмпатия одного человека к другому приводит к уважению, заменяет драку обсуждением, войну - переговорами, насилие - компромиссом. Эмпатия - это позиция выиграть-выиграть.

Эмпатия это в высшей степени соблюдение прав человека, уважение к этим правам.

Государство, конечно, утверждает, что оно и есть самый большой поборник эмпатии. Законодатели постоянно вносят разнообразные социальные инициативы, борются с бедностью, раздают пособия.

Очень хочется сказать им на это. Отойдите и не мешайте. Слезьте с шеи налогоплательщиков, и они сами решат все проблемы. За счет некоммерческих организаций, за счет благотворительности, за счет адресной помощи, за счет частной инициативы.

Решат быстрее, дешевле и эффективнее.

Эффективность государственных социальных программ можно проиллюстрировать примером "от противного".

У любого человека денег и возможностей гораздо меньше, чем у государства. Однако гангстер Аль Капоне прекрасно справился своими средствами, организовав бесплатные столовые для безработных.

Конечно, это нужно было ему для создания хорошего имиджа.

Но неужели кто-то сомневается, что законодателями, лоббирующими социальные программы, движет что-то иное, кроме желания создать благоприятный имидж и конвертировать его в голоса избирателей? Только вот социальные программы этих государственных мужей обходятся налогоплательщику гораздо дороже, чем «стоила» государству вся преступная деятельность Аль Капоне.

Другим примером реализации социальных программ может быть деятельность колумбийского наркобарона Пабло Эскобара.

Чтобы получить поддержку и некоторым образом защиту от властей, а впоследствии и голоса избирателей, Эскобар построил в Медельине дороги, стадионы и 450 бесплатных домов для бедных.

У Эскобара были президентские амбиции, и чтобы заручиться поддержкой избирателей он тратил свои деньги на продовольственные программы, строительство молодежных спортивных центров и иные «социальные программы».

И Эскобар, и Аль Капоне тратили на это свои деньги. Пусть преступные, но свои. И тратили разумно, ибо это были их деньги.

Впрочем, если бы кокаин, проституция и алкоголь были бы легальны, то деньги Капоне и Эскобара в мгновение ока превратились бы в «чистые» и законные. То есть преступными эти деньги сделали не гангстеры, а власти.

Капоне и Эскобар создавали себе репутацию за счет своего кармана. Законодатели же, в погоне за голосами, принимают огромное количество непродуманных, необеспеченных достаточным финансированием социальных программ. Но не за свой счет. А за счет налогоплательщиков.
Именно налогоплательщикам приходится расплачиваться за идеи законодателей.

И это опять возвращает нас к седьмой главе, посвященной налогам. К стоимости услуг, оказываемых государством за наши деньги, и к качеству этих услуг.

Вполне возможно, что количество примеров, приведенных в данной книге, чрезмерно. Ведь вполне достаточно осознать, что такое право на жизнь, право на труд, право на отдых - и все станет понятно и без примеров. Ведь непреложность этих прав подтвердило большое количество государств в ООН более полувека назад. Подтвердило… и частично, а то и полностью, забыло. И узурпировало себе право на жизнь своих жителей, на их смерть, здоровье, труд, образование, отдых. Прикрываясь заботой об обществе, превратило каждого чуть ли не в раба, не имеющего права распорядиться своей жизнью. Так что на государственном уровне с эмпатией пока гораздо хуже, чем на уровне жителей.

***

Как ни странно, тема эмпатии перекликается и с темой наркотиков, и с темой эвтаназии. Ведь право на жизнь - это право человека распоряжаться своей жизнью в полной мере, вплоть до права на самоубийство. Иначе нет ни права, ни выбора.

Право на эвтаназию - это тоже право на жизнь, право закончить свою жизнь, право на смерть. Врач, помогающий пациенту прибегнуть к эвтаназии, совершает акт эмпатии.

Однако на данный момент, человек не может не только распорядиться своей смертью, он и о своем здоровье может позаботиться только вопреки воле государства.

Сейчас право на жизнь и здоровье жителя принадлежит не человеку, а государству, потому что человек не распоряжается своими деньгами на здравоохранение - он их отправляет в страховую компанию. А страховая компания тратит их на зарплаты своим сотрудникам, офис и т.д.

Непроизводительные расходы страховых компаний увеличивают стоимость медуслуг. Это приводит к снижению совокупного качества медуслуг. К тому, что какие-то медуслуги становятся для человека весьма труднодоступны, а то и вовсе недоступны. Отдавая деньги в виде налогов страховой компании, «больничной кассе» или иной ассоциированной с государством структуре, человек лишается возможности самостоятельно распоряжаться своими деньгами, самостоятельно выбирать врача или клинику. А врачи лишаются возможности дохода вне государственных или ассоциированных с государством поликлиник и больниц. В действительности, это в чистом виде советский тоталитаризм - «если ты не в системе, то ты обречен».

Современное государство узурпировало право на оружие, наркотики, обучение, лечение, эвтаназию. Узурпировало право на жизнь.

В лучшем случае, человек имеет право легально умереть от табака или алкоголя или выбрать более быстрый способ самоубийства. Однако государство не поощряет подобные действия. Государству нужны налогоплательщики. Монстр хочет кушать! И кушать много. Для этого ему нужно право на жизни людей.

***

Возможно, подход, примененный в этой книге, так же отличается от привычного статус-кво, как Ньютоновская классическая физика отличается от квантовой физики Нильса Бора. Однако любое тело, подчиняющееся законам Ньютона, состоит из квантов, действующих по законам квантовой физики. В этом нет противоречия, хотя это и не всегда легко понять.

В современном обществе 1 человек - это 1 из 7 миллиардов квантов на земле. Поэтому не учитывать права и свободы людей так же неразумно, как не учитывать законы квантовой физики. В физике такое неразумное поведение заканчивается взрывом…

Из книги «Экономика и права человека»