Педиатрия

Новорожденные. Интервью для программы Неотложка на РСН

[Ведущий]

Дорогие наши милые женщины, обращаюсь именно к вам. Хотелось мне в ваш праздник сделать вам подарок: поговорить о красоте, о прекрасном, о вашем празднике, о весне. В общем, тема сегодня получается очень даже женская. Мы поговорим о первом годе жизни ребенка и о родах. И гость нашей программы сегодня, врач-педиатр, редактор сайта med2000.ru, Андрей Львович Соколов. Сегодня на повестке дня будет несколько тем, но все они касаются одного и того же - первый год, первые дни жизни, то есть, новорожденный в доме. И возникают некоторые проблемы, помимо той радости, которую приносит этот маленький человечек в дом, о которых родители должны знать, и которые мешают, наверное, радоваться в полной мере. Итак, первый год жизни и первые дни жизни. Самые большие сложности в чем возникают? Ну, понятно, что первые дни человек вместе с мамой проводит в роддоме, там, где за ним ухаживают, там, где за ним смотрят. Вот этот интервал, он может быть разным: от нескольких дней до месяца и т.д.

[Соколов А.Л.]

Этот интервал связан с тем, каким родился ребенок. Если он родился ослабленным, то иногда ему приходится находиться либо в больнице, либо в роддоме какое-то дополнительное время. И тут уж решать врач. Но подавляющее все-таки большинство у нас выписывается на 5й, грубо говоря, 7й день по меркам советской медицины, а сейчас даже иногда быстрее. Но сейчас вообще очень многие дома рожают. Поэтому, в общем…

[Ведущий]

Ну, кстати, хорошо ли это: рожать дома? И хорошо ли как можно быстрее оказаться дома вместе с новорожденным?

[Соколов А.Л.]

Двояко. С одной стороны, какие-то плюсы есть в домашних родах. Но, конечно, там очень высок риск, как для матери, так и для плода. Причем, для новорожденного. И этот риск смертельный. То есть, мы говорим о рисках, смертельных для ребенка и смертельных для мамы.

[Ведущий]

А в чем же риск? Вроде те же условия. Дома, говорят, еще и стены помогают.

[Соколов А.Л.]

Стены, может быть, и помогают. А вот реанимационной бригады обычно рядом не бывает. Надо осознавать этот риск. На риск можно идти, это Ваша жизнь, это жизнь Вашего ребенка, Вы за это все отвечаете. Надо осознавать степень риска. Это все равно, что не иметь прав и выехать на московскую улицу. На Западе, на самом деле, существуют такие специальные роддома, они выглядят, по сути, как многокомнатная квартира. И где в одной комнате, действительно, мама с папой рожают, все замечательно, все спокойно, на диване. Просто все это предварительно вымыто, простерилизовано и чище, чем в некоторых роддомах. А в соседней комнате сидит реанимационная бригада. И кювез готов, и все готово для того, чтобы в случае чего выхаживать новорожденного, выхаживать мамочку, если будут роды тяжелые, помогать ей как-то.

[Ведущий]

А у нас этого нет?

[Соколов А.Л.]

По сути, нет.

[Ведущий]

А должно быть по идее?

[Соколов А.Л.]

Полного такого аналога нет. Если бы это было, было бы здорово. Потому что, да, если говорить о том, как это должно происходить в идеале, то, конечно, вот так.

[Ведущий]

В последнее время довольно много, скажем так, не сами женщины рожают. Это через кесарево сечение, ввиду того, что социальные какие-то есть аспекты, есть медицинские аспекты, изменения опять же таки в организме, которые происходят из года в год и которые уже становятся на уровне статистической достоверности практически. Вот скажите, насколько действительно велики эти процессы? И все-таки нужно рожать самому или можно родовспоможение делать операционным путем?

[Соколов А.Л.]

Решает всегда врач. Тут же вопрос риска. То есть, роды - это вообще очень рискованный процесс и один из самых непредсказуемых процессов в медицине. И в процессе родов очень часто возникает то, что спрогнозировать вообще невозможно. Вот многие-многие болезни человека можно прогнозировать. Роды - не болезнь, и очень часто их невозможно спрогнозировать, их течение невозможно спрогнозировать. В этом самая такая большая опасность всего этого процесса.

[Ведущий]

А может быть, тогда всем просто делать кесарево сечение, чтобы избегать всяких неожиданностей. Потому что вроде все понятно. Есть женщина, есть плод, внутриутробно расположившийся…

[Соколов А.Л.]

Есть такая точка зрения. Более того, какое-то время такая мода была, что у нас, что на Западе. Но это достаточно существенно влияет на лактацию, то есть, на то, как к маме приходит молоко. Это достаточно существенно влияет на состояние ребенка после рождения. Потому что, несмотря на то, что прохождение по родовым путям - это стресс, кесарево сечение - это тоже стресс.

[Ведущий]

А что больший стресс, кстати, врачи говорят?

[Соколов А.Л.]

У ребенка спросить достаточно сложно. А все, что думают врачи - это догадки. И там, и там происходит выход ребенка из там, где ему было влажно, тепло, тихо…

[Ведущий]

Уютно, да?
[Соколов А.Л.] Уютно.

[Ведущий]

Там, где его кормили.

[Соколов А.Л.]

В совершенно ужасные условия. Потому что здесь сухо, здесь все время что-то трет, мнет, жмет. Сравнить: человек в воде лежит, в море, и он сидит на стуле. Рано или поздно он себе что-то отсидит. То же самое происходит с ребенком. Когда он рождается, первый месяц у него вообще огромный стресс. И первый месяц он адаптируется к тому вообще, что произошло.

[Ведущий]

Говорили даже, насколько мне известно, о перепаде давления. Что когда роды проходят естественным путем, перепад давления, якобы, для ребенка меньше. То есть, внутриутробно существует некая атмосфера, которую он преодолевает постепенно. Если делать кесарево сечение, то есть, разрез, и тут же маленький человек попадает в атмосферу нормального мира.

[Соколов А.Л.]

Да, конечно.

[Ведущий]

Это насколько влияет?

[Соколов А.Л.]

При естественных родах, когда эти естественные роды проходят без стимуляции, когда ребенок рождается в течение определенного промежутка времени, то да, и перепад давления, и ребенок успевает как-то адаптироваться. И здесь очень сильно зависит от акушерки, от врача-гинеколога. И есть роддома в Москве, в которых есть врачи, которые могут так вести и терпеть ход естественных родов. Есть и в домашних родах, и в роддомах врачи, которые считают «Давайте стимульнем, роды у нас сейчас быстренько закончатся». И тут ситуация возникает как при кесарево сечении: все происходит быстрее, чем ребенок успел адаптироваться. А если Вы не адаптировавшись, вышли на улицу раздетым, Вы простудитесь.

[Ведущий]

Андрей Львович Соколов, врач-педиатр, главный редактор сайта med2000.ru, в гостях у программы «Неотложка». Мы разговариваем о детях, о первых днях жизни ребенка, о первом годе жизни ребенка. Мы поговорим подробнее чуть позже. Оставайтесь.

Итак, Андрей Львович Соколов, гость программы «Неотложка» сегодня. Первый год, первые дни жизни ребенка, проблемы, связанные с этим и проблемы, связанные с рождением были в первой части программы. Мы продолжаем разговор. И я хотел бы перейти уже непосредственно к первым дням. Понятно, что роды - это всегда стресс. Какими бывают роды? То есть, это кесарево ли сечение, естественные ли роды, либо роды естественным путем, но при искусственной стимуляции, при помощи каких-то медикаментов, которые применяют, к сожалению, в последнее время. Но это все-таки обусловлено понятный стресс. Можно ли первые дни жизни ребенка сделать не стрессовыми вообще?

[Соколов А.Л.]

Можно предпринимать действия, чтобы сводить этот стресс к минимуму. И первое из этих действий - как только ребенок рождается, еще до того, как перерезали пуповину и все остальное, ребенок прикладывается к груди. Это полезно и с точки зрения психологической, и с точки зрения профилактики заболеваний. Потому что когда ребенок рождается, он рождается, по сути, с желудочно-кишечным трактом, от которого потом, в первый год жизни, очень много чего зависит, в котором и защиты то особой нет еще, и бактерий еще особо хороших нет. И то, как быстро ребенок получит молозиво мамино (а, собственно, молозиво - это иммуноглобулины).

[Ведущий]

И молозиво - это как раз первая порция молока?

[Соколов А.Л.]

Это то, что предшествует молоку. До того, как приходит молоко, существует молозиво. И молозиво содержит огромное количество защитных веществ, которые называются иммуноглобулинами. И чем быстрее ребенок их получит, чем больше в объеме он их получит, тем легче ребенок адаптируется и не только к первым дням, к первому году жизни вообще. Приложить ребенка к груди сразу - это первое. Второе - ну, конечно, лучше ребенка от мамы не уносить. Потому что он с ней как-то жил уже 9 месяцев, и, в общем, ему дальше тоже жить. И если нет никаких медицинских показаний, и социально-бытовые, скажем, условия позволяют, условия роддома позволяют, то если родители ответственны и готовы создать своему ребенку благоприятные условия с нуля, то конечно, надо изначально договариваться: возможно, о платных родах, возможно, об отдельной палате. Но обязательно нахождение ребенка с матерью.

[Ведущий]

Честно говоря, я не понимаю, какие могут быть противопоказания против того, чтобы ребенок не мог находиться с мамой. Ну, вот что должно произойти, какие условия должны быть в роддоме, чтобы его отлучили и чтобы приносили только несколько раз в день на кормление?

[Соколов А.Л.]

Условия очень простые - строение роддома, который строился в советское время, когда ребенка автоматом от мамы уносили и приносили ей только на кормление.

[Ведущий]

То есть, там просто палата не обустроена, чтобы находился там ребенок?

[Соколов А.Л.]

Фактически да.

[Ведущий]

А нельзя ли использовать тот же самый, условно говоря, строительный материал, уже имеющийся, ту самую коробку? Переустроить палаты таким образом, чтобы в палате на 6 женщин рассчитанных, находилось, условно говоря, две мамы с ребенком?

[Соколов А.Л.]

Я думаю, даже больше может там мам находиться с ребенком. Это вопрос не столько медицинский, сколько вопрос к органам управления здравоохранения, вопрос к санэпидемстанции, потому что ей придется менять нормы санэпидемологические, пересматривать их, не менять, а пересматривать. Это вопрос организации здравоохранения.

[Ведущий]

Мне кажется, бумажку переписать - это намного легче, чем потом жизнь детей, которые живут на протяжении семи дней первых где-то вдалеке от своих родителей и которые получают психологическую травму. Многие об этом говорят, о том, что вот это, 7 дней в роддоме отдельно от мамы - это страшная психологическая травма. Я где-то даже читал исследования, что если воспитывать ребенка, его нужно воспитывать с начала зачатия, условно говоря.

[Соколов А.Л.]

Да, конечно.

[Ведущий]

Чем раньше, тем лучше. Это факт, который уже подтверждается годами. Но для меня было открытием, что первые человек от года до 21 его жизнь делится пополам. То есть, до совершеннолетия условно. Причем если в первые от года до десяти, соответственно, человек получает какое-то общение, какие-то знания, какое-то взаимоотношение со своими родителями, с окружающим миром, то в последующие 10 лет до совершеннолетия он зеркалит то, что получил в первые 10 лет. То есть, получается, то, как родители относились к ребенку в первый год жизни, то так же ребенок будет относиться к родителям в 21 год. То есть, вот эта зеркальная раскладка по книге. Я не знаю, на чем основаны были эти исследования. Я читал это, я видел даже доказательства этого. Психологически, говорят, это обусловлено. На практике мы тоже видим то же самое. Ну, скажем, та же самая Америка, в которой дети, достигая совершеннолетия, уходят из дома и просто дают какое-то выходное пособие, условно говоря. И отношения семейные и семейные ценности намного отличаются от того, как строится это, например, в семьях, где есть постоянные взаимоотношения с детьми. Но при этом можно отметить, что первые же годы жизни там же, за рубежом, взаимоотношения между родителями и детьми намного более тесные, хотя есть гувернантки, как ни странно. Вот я не могу объяснить этого. Но мне кажется, что вот это взаимоотношение должно строиться и должно строиться с первых дней жизни. Я не понимаю, почему на первые 7 дней нужно отлучать ребенка от мамы.

[Соколов А.Л.]

Я не понимаю, почему, на самом деле, пока нет такой бумажки. Ну, возможно, когда-то органы управления нашим государством начнут больше думать о людях. Возможно, благодаря этой передаче что-нибудь и сдвинется.

[Ведущий]

Но, тем не менее, коснемся еще проблем, которые у ребенка, помимо психологических, есть в первые 7 дней пребывания в роддоме. Кормление как часто должно происходить? И носят, насколько мне известно, в одни и те же часы. То есть, четко по расписанию. Дети рождаются в разное время. И у детей абсолютно разный, свой личный биоритм. Почему вот нельзя устроить таким образом? Это опять же риторический вопрос, насколько я понимаю.

[Соколов А.Л.]

Понятие «должно» на сегодняшний день к кормлению уже не относится. В свое время была тенденция, опять же в советские времена. Причем она была не только у нас, она была на Западе. Это была общемировая тенденция, что детей кормить по часам. Тогда же еще было очень много тенденций про достаточно жесткие способы воспитания, жесткие способы режима и т.д. Что это создало, история XX века, в общем, достаточно ярко показывает. Если так смотреть на это глобально. Сколько там всего произошло такого жестокого. Что касается способа вскармливания сейчас, да, существует и он возможен, строгий режим вскармливания, когда ребенка кормят по часам. Но это, скажем так, исторический вариант. Все больше людей склоняются к тому, что ребенка кормят по требованию. И тут нахождение с мамой очень важно. Потому что, во-первых, это важно для ребенка. Захотел поесть - поел. Ребенок еще слабенький, он не может за раз съесть очень много. И чем чаще он будет есть, но меньше - это все равно, что учиться ходить. Если тебя сразу заставят пробежать километр, а ты еще не умеешь ходить, то вряд ли с тобой что-то хорошее произойдет. А если тебя на протяжении года будут учить: сегодня - один шажок, завтра - два, послезавтра - три, это произойдет естественно, и ты станешь просто чемпионом мира по бегу через год.

[Ведущий]

Я вспоминаю фильм «Форест гамп». Там когда ему в детстве сначала сделали на ноги какие-то выпрямляющие колодки. И в какой-то момент он вынужден был просто бежать, спасая свою жизнь. Вот беги, Форест. Собственно говоря, та же самая аналогия, которая у меня сейчас возникла. Кроме кормления по часам есть что-то еще?

[Соколов А.Л.]

Да. Есть свободное вскармливание. Это когда ребенок просит - его дают кормить. Это важно не только для ребенка, что я уже объяснил. Для ребенка это важно тем, что это тренирует его желудочно-кишечный тракт. Это, по сути, тот орган, который у ребенка совсем не работал вот эти 9 месяцев. И желудок, и кишечник, который у ребенка не работал в течение 9 месяцев, не может сразу переварить даже 100мл маминого молока или смеси. Поэтому очень важно, чтобы это происходило постепенно. И чем чаще мама прикладывает к груди, тем больше защиты в виде молозива она передаст ребенку, тем мягче желудочно-кишечный тракт ребенка, желудок и кишечник начнут работать, плавне и соответственно, менее болезненно. И возможно, этим даже можно будет уменьшить или избежать колик у ребенка, которые трехмесячные - самая распространенная штука. И этим точно можно будет сделать так, что у мамы больше и быстрее появится молоко.

[Ведущий]

Андрей Львович Соколов, врач-педиатр, главный редактор сайта med2000 в гостях у программы «Неотложка». Первые дни жизни мы обсуждали на протяжении двух частей программы. В дальнейшем мы поговорим о первом годе жизни и о сложностях, с которыми может столкнуться маленький человек.

Андрей Львович Соколов, врач-педиатр, гость программы «Неотложка». Сегодня мы говорим о новорожденных, о первых днях и о первом годе жизни. В первые дни жизни как понять, что ребенок хочет кушать? Мы говорили о том, что вскармливание должно быть свободным. Ну, вот он заплакал - значит, кушать захотел? И могут же быть другие какие-то причины, по которым ребенок, например, проявляет беспокойство. Не обязательно это голод или жажда. Как отличить? Есть ли какие-то отличительные черты? Или мама сама должна это понимать?

[Соколов А.Л.]

В принципе, у ребенка, когда он маленький, не так много потребностей. Потребности, они возрастают с возрастом. И тогда появляются много всяких желаний. И, в конце концов, ребенок начинает требовать слова, чтобы все свои желания озвучить, чтобы до родителей, наконец, начало доходить.

[Ведущий]

Так вот почему начинает человек разговаривать. Свои желания озвучивать, собственно.

[Соколов А.Л.]

Это наша сегодняшняя теория будет. Это была шутка. Хотя не знаю, я не психолог. То, что касается маленького ребенка, ребенка первых дней жизни, у него есть как бы дискомфорт, если у него грязные штаны, грубо говоря…

[Ведущий]

Подгузники.

[Соколов А.Л.]

Да, подгузники. Но если памперсы, не страшно, что он пописал. Как правило, это не доставляет дискомфорта. Если покакал - да, будет дискомфорт, возможно, ребенок будет по этому поводу плакать. Если ребенок плачет не от того, что у него грязные штаны, возможно, он плачет от того, что он хочет кушать. Если он от груди, например, отказывается, возможно, у него что-то болит. И вот если ребенок, что-то болит или что-то вообще не так. То есть, возможно, он просто хочет побыть с мамой, чтобы его поносили, поукачивали, пообнимали. Он может хотеть спать и не может заснуть. То есть, вот такой вариант. По сути, три варианта: хочу отдохнуть, хочу, чтоб сменили памперс, хочу есть.

[Ведущий]

Ну, вообще три основных инстинкта существуют: половой, пищевой и самосохранение. Половой в детском возрасте практически отсутствует, он рождается чуть позже, вместе с первичными, вторичными признаками. Пищевой, понятно, как основной. И самосохранение - это вот грязные штаны, как мы сказали.

[Соколов А.Л.]

Да. И поспать.

[Ведущий]

Да. И поспать, чтобы отдохнуть. Согласен. Есть, скажем, какие-то рефлексы? Инстинкты, понятно. Какие-то рефлексы, которые обязательно должны быть у ребенка, на что родители могут обратить внимание? Рефлекс положения под грудью, насколько мне известно, существует обязательно. Если ребенка пощекотать немножко по щеке, он в эту сторону поворачивает голову и тянется губами, пытаясь схватить, думая, что это сосок.

[Соколов А.Л.]

Есть такой рефлекс. Но опять же тут ситуация в том, что рассказывать про рефлексы - дело очень неблагодарное. Потому что многие вещи, пока родители не увидят, если мы не можем показать сейчас картинку, то это ненаглядно. То, что мы можем объяснить… Я вот понимаю то, что Вы сказали. Но это не факт, что мама поняла так же, как и я. Потому что я то знаю, о каком рефлексе Вы говорите. Есть, например, такой забавный рефлекс, когда ребеночка, буквально месячного, можно коснуться его ногами стола, в вертикальном положении, и он как бы сделает шажок. Да, вот мы тоже описали некий рефлекс. Но рефлексы важны тем, насколько они выражены. Он выражен, он не выражен, этот не выражен, но выражен другой. И опять же разговор о совокупности. И для того, чтобы оценить эту совокупность, нужен педиатр или нужен невропатолог.

[Ведущий]

Но есть, предположим, какие-то общие? На что обратить внимание? Потому что рефлекс положения под грудью отсутствующий - это значит, ребенок будет либо плохо есть, либо у него будет питание неправильное, либо он, я не знаю, либо какие-то у него отклонения уже.

[Соколов А.Л.]

Не факт. Факт в другом. Конечно, этот рефлекс относится к тому рефлексу, который есть у всех новорожденных. Тем не менее, природа такова, что в ней всегда есть исключения. И эти исключения совершенно не всегда нежизнеспособны. Тут важно то, что если ребенок плохо берет грудь, плохо сосет, слабо сосет, если он часто просит есть, то, возможно, он плохо сосет, быстро устает. Это повод обратиться к врачу. Потому что если он будет плохо есть, он будет плохо прибавлять в весе, он будет плохо развиваться, и это приведет к заболеванию гипотрофии, к тому, что ребенок перестанет развиваться. И на самом деле, это очень тяжелое заболевание.

[Ведущий]

Хороший ребенок - это пухлый ребенок.

[Соколов А.Л.]

Не обязательно. На самом деле, хороший ребенок - это веселый ребенок, это ребенок, который готов улыбаться, готов реагировать на раздражители в виде родителей, на звуковые, на визуальные, на тактильные. Если ребенок активный, если он выглядит довольным, то, скорее всего, с ним все нормально. Если же он вялый, бледный, независимо от того пухлый он или не пухлый, надо спросить у врача, в чем тут ситуация. Бывают крупные дети, и очень часто это симптом заболевания.

[Ведущий]

Бывают проблемы, когда ребенок переедает или, может быть, не переедает, срыгивания. Я бы хотел, чтобы мы поговорили об этом. Потому что это довольно распространенно, у всех практически бывает. Но иногда это является нормой из-за того, что чуть больше съел, защитная реакция организма, вытолкнул лишнее. А иногда это бывает уже отклонением. Вот когда есть что? И как отличить одно от другого?

[Соколов А.Л.]

Срыгивание - не криминал. Срыгивать имеет право ребенок до года. Со срыгиванием все очень просто. Алгоритм со срыгиваниями очень простой. Если срыгивания увеличиваются по количеству, по объему, по частоте. Бывает такое срыгивание фонтаном, когда, по сути, это все летит изо рта. Если вчера было так, чуть-чуть срыгивал, а сегодня значительно больше, и это имеет тенденцию и завтра продолжается, если существует нарастающее количество срыгиваний, то тогда надо идти к врачу, причем достаточно часто к хирургу. Если же срыгивания вчера чуть-чуть, сегодня чуть-чуть, то пусть хоть до года срыгивает. Это не страшно. Это связано с тем, что ребенок, когда рождается, он не умеет многое. Например, ходить не умеет. Родители не бегут к ортопеду спрашивать «Что же мой ребенок не ходит?». Ну, то же самое со срыгиванием. Потому что это обусловлено анатомо-физиологическими особенностями строения желудочно-кишечного тракта у новорожденных. По-русски это называется так: что между пищеводом и желудком есть сфинктер, и он просто у маленького ребенка…

[Ведущий]

Такая круговая мышца

[Соколов А.Л.]

Да. …Недоразвит. Потому что нервная система у ребенка еще не до конца развилась. Она развивается где-то к пяти годам, когда у ребенка появляется мелкая моторика, он начинает достаточно внятно уже рисовать, писать.

[Ведущий]

А есть ли какие-то объемы, когда больше, когда меньше? И может быть, стоит уменьшать, например, количество принятой пищи ребенком? Что-нибудь нужно делать в этом случае? Или само пройдет?

[Соколов А.Л.]

Если Вас это настолько настораживает, то надо обратиться к врачу и спросить «Не много ли мой ребенок ест?». В любом случае в ребенка просто не надо запихивать еду. Если ребенок болен, а Вы в него запихиваете еду, Вы ничего не сделаете: ни хорошо, ни плохо. Ребенок все равно в результате не съест, или все это будет все равно не впрок. Если ребенок отказывается от пищи, то, возможно, имеет смысл поговорить с врачом, что-то тут не так. Если же происходит запихивание пищи, это опасно тем, что возникнет ожирение. Есть такое понятие элементарное «ожирение». Это когда человек привыкает есть много, большой объем пищи за раз. И это приводит к тому, что желудок привыкает кушать много пищи за раз. А много пищи организму не нужно, он ее не сможет утилизировать.

[Ведущий]

А в данном случае…

[Соколов А.Л.]

И возникает ожирение в результате.

[Ведущий]

Андрей Львович Соколов, врач-педиатр, гость программы «Неотложка». Мы разговариваем сегодня о первых днях и о первом годе жизни маленьких людей. Оставайтесь с нами. В следующей части мы продолжим.

Андрей Львович Соколов, редактор сайта med2000.ru, врач-педиатр, гость программы «Неотложка». На повестке дня сегодня первые дни жизни новорожденного. Мы немножечко поговорили о том, что есть нужно, сколько хочет ребенок.

[Соколов А.Л.]

Не заставлять его.

[Ведущий]

Да. И так часто, как ребенок этого хочет. И что срыгивания - это естественный процесс. Появление срыгиваний не является поводом для беспокойства. А только нарастающий, увеличивающийся объем может как-то стать сигналом. Я бы хотел еще поговорить о таких вещах, как само качество пищи. То есть, новорожденный, понятно, ест только грудное молоко. Если грудного молока не достаточно?

[Соколов А.Л.]

Хорошо, что Вам это понятно. Это, к сожалению, не всем понятно.

[Ведущий]

Ну вот.

[Соколов А.Л.]

Самое лучшее для ребенка до шести месяцев, самое вкусное, самое полезное - это мамино молоко. И ничего лучше маминого молока до шести месяцев не бывает. После шести месяцев мамино молоко по соотношению белков, жиров и углеводов, витаминов, микроэлементов беднеет. И для того, чтобы ребенок получал сбалансированное, полноценное питание, ему это важно получать еще откуда-то. И тут самое удобное и самое сбалансированное в данном случае, и самое наполненное всем, чем нужно - это адаптированная молочная смесь, которую имеет смысл вводить именно как первый прикорм. То есть, на десерт. Мамино молоко, на десерт - смесь. Можно даже совсем уж как десерт, из ложки, или с какого-то другого приспособления, или бутылочка должна быть с жесткой соской. Потому что очень часто если мягкая сосочка, то бутылку оказывается сосать легче, чем маму. И ребенок переходит не бутылку. Поэтому вот иногда лучше проявить терпение (докармливать из ложечки, из поильника, пусть проливает, это не страшно, или из жесткой соски), чем рисковать, тем, что ребенок откажется от груди.

[Ведущий]

То есть, нужно начинать прикорм не раньше, чем в 6 месяцев.

[Соколов А.Л.]

Такая тенденция существует. Есть мое мнение, что да 6 месяцев - это срок, в который надо ввести адаптированную молочную смесь. 10 лет назад были инструкции, что вводить прикормы надо с месяца, начиная с соков с яблочных. Некоторое время назад эти инструкции изменились. И появились инструкции, что вводить прикорм надо с 3-4 месяцев. Опять же речь про соки. Сейчас достаточно много разговоров уже, что все это имеет смысл вводить только с шести месяцев.

[Ведущий]

Как быть, если молока мало? Как определить, что его не хватает? Ребенок будет беспокоиться по окончании еды или что? Я вот этого понять не могу.

[Соколов А.Л.]

Ребенок может беспокоиться, когда… То есть, он ест, ест маму, перестает есть, плачет, через полчаса-час просит опять. То есть, теоретически если ребенок наелся, то хотя бы часа на 2-3 ему этого молока должно хватить. Есть несколько способов определить. Вот первый способ - по поведению ребенка. Второй способ - делаем контрольное взвешивание. Берем весы, кладем ребенка до кормления, в памперсах, в одежке, главное, чтобы после кормления он остался в том же самом, прикладываем к груди, кормим, кладем на весы и смотрим, сколько ребенок прибавил, не меняя на нем ничего: ни памперс, ни кофточку. Потому что иногда дети съедают 35 гр., иногда 70, иногда 100, иногда больше. И это очень…

[Ведущий]

Ну это от возраста зависит, насколько я понимаю?

[Соколов А.Л.]

Это от возраста, от аппетита, от сил у ребенка высосать, от количества молока у мамы. И тут важно, чтобы эта цифра была не ниже 70-100 на первых месяцах жизни. Потому что если она ниже, то, возможно, ребенку не хватает. И тогда имеет смысл просто приложить другую грудь. Второй, более долгий способ исследования. Ребенок взвешивается в месяц и взвешивается в 2 месяца. Прибавка в весе составляет столько-то. И любой педиатр скажет это много или мало. И если у нас есть то, что ребенок плачет после еды, часто просит есть, да плюс еще прибавка в весе меньше, чем должно быть по нормам, то очень похоже на то, что ребенок не доедает.

[Ведущий]

А мама сама…

[Соколов А.Л.]

Это, в принципе, надо решать достаточно быстро. Потому что за месяц, который будут ждать этого взвешивания, если есть подозрение, что ребенок не доедает, надо очень серьезно над этим задуматься и вызывать врача. Врач сможет оценить эту ситуацию. Потому что если ждать месяц и делать контрольное взвешивание раз в месяц (весил столько-то, можно голенький, и весит столько-то сейчас), если этого ждать, то ребенок может просто не дождаться и оказаться в больнице.

[Ведущий]

Мама сама по своему состоянию может определить, что у нее есть недостаточность молока? То есть, не обращая внимание на то, сколько съел ребенок? Да, может быть, у ребенка свои проблемы, мы это уже не берем. А вот сама мама, сама по себе, что у нее после кормления, предположим, осталось молоко, которое нужно сцеживать? Или наоборот.

[Соколов А.Л.]

По сути, нет. Если осталось молоко, которое нужно сцеживать, может быть, ребенок его не смог высосать, потому что слабенький. И тут разговор идет о том, а почему он слабенький? И опять же разговор о том, что надо вызвать врача. Если молока не осталось, возможно, ребенок наелся. А возможно, он плачет, потому что хочет есть еще. Ну, приложить ко второй груди. По ощущениям наполнения, переполненности, перелива можно судить только об изменении количества молока. То есть, прилив (мужчины не понимают, женщины, которые слушают, поймут) означает, что изменилось количество молока. То есть, сколько-то его выработалось. Сколько в граммах, оценить, к сожалению, очень сложно. И хватит ли этих граммов для того, чтобы ребенку хватило, для того, чтобы он наелся, тоже достаточно сложно. И тут вот эта совокупность симптомов. Иногда очень сложно понять, наедается ребенок или нет. Иногда в решении такого простого вопроса имеет смысл обратиться ко врачу.

[Ведущий]

Если в семье двойня, или тройня, гарантировано ли, что у женщины не хватит молока на двоих детей, прокормить.

[Соколов А.Л.]

Нет, конечно, не гарантировано. Таких примеров, я думаю, если поискать, то можно найти в своем дворе, в соседнем дворе, среди родственников. Очень часто у женщин если все в порядке с лактацией, то даже если она родила одного, молока с запасом может хватить и на двух, а она родила всего одного.

[Ведущий]

А чем плохо коровье молоко в этом случае, в качестве замены даже? Ну, или любое другое молоко, которое можно использовать, якобы, когда недостаточно молока.

[Соколов А.Л.]

Оно не по возрасту. Это все равно, что пятилетнему ребенку налить водки. Ну вот эффект может быть сравним, причем…

[Ведущий]

Эффект такой же?

[Соколов А.Л.]

От водки он пройдет. А от того, что дали коровье молоко, может не пройти. То есть, ситуация какая: эта пища не по возрасту. И от этого может возникнуть все, что угодно, вплоть до атопического дерматита. То, что раньше мамы называли диатезом. Или то, что многие считают аллергией, что, на самом деле, аллергией не является. То есть, возникнут высыпания на коже. Дали прикорм не в то время, не тот прикорм, не в том количестве, дали натощак. Все это риски, которые могут привести к тому, что у ребенка возникнет атопический дерматит, то есть, какие-то высыпания на коже.

[Ведущий]

Андрей Львович Соколов, врач-педиатр, главный редактор сайта med2000, гость программы «Неотложка», довольно много уже интересного он рассказал, что такое приливы после родов и хватает ли молока для двух детей. Мы продолжим разговор…

[Соколов А.Л.]

Это была эксклюзивная информация для мам.

[Ведущий]

Мне, как мужчине, было интересно послушать, как минимум. После небольшого перерыва мы продолжим разговор.

Андрей Львович Соколов, врач-педиатр, главный редактор сайта med2000, гость программы «Неотложка». Первые дни, первый год жизни новорожденного сегодня на повестке дня. Мы внимательно рассматриваем именно это время, и конечно, все проблемы, которые могут быть связаны с этим временем, как для самого ребенка, так и для его родителей. Андрей Львович, лактозная недостаточность, мы уже о ней говорили, она может стать причиной для того, чтобы вводились другие продукты питания для ребенка. Это, конечно, неравноценная замена. Это понятно. Об этом мы уже говорили довольно подробно. Но, тем не менее, если возникла необходимость давать какие-то другие прикормы, что Вы посоветуете? В какой последовательности и как это нужно делать?

[Соколов А.Л.]

На первом году жизни очень много таких исторически сложившихся мифов. Существует, например, миф, что любое высыпание на коже - это аллергия. Это не так. В 75% случаев это доказано. То есть, высыпания на коже у детей до года в 75% случаев связаны не с аллергией, а с неправильным введением прикорма. То же самое касается лактозной недостаточности. Это отчасти миф. Так же, как ребенок не умеет ходить, так же, как он не умеет рисовать или писать, точно так же у него еще не все сформировано внутри. И в том числе ферментативная система еще не совсем сформирована. И существует понятие «лактозная недостаточность» да, когда реально дефицит ферментов, когда ему уже давно пора вырабатываться, этому ферменту для того, чтобы переваривать молоко. Такое бывает. Но бывает, на самом деле, в очень незначительном количестве случаев, который не надо лечить, который пройдет сам. И не надо пугаться того, что там, в анализе на углеводы, увидев какие-то цифры, которые не вкладываются…

[Ведущий]

В параметры, в нормы.

[Соколов А.Л.]

В нормы, указанные на том же анализе. Вполне возможно, что через полгода, через месяц, через 3 месяца Вы ничего не делаете, а эти цифры пришли в норму. Потому что транзиторная лактозная недостаточность, потому что ферменты вырабатываются на тренировку. Мама дает молоко - тренирует поджелудочную железу ребенка, пищеварительную систему. И организм вырабатывает больше ферментов вообще в совокупности всех, то есть, там очень много ферментов.

[Ведущий]

В том числе, и ферментов переваривающих.

[Соколов А.Л.]

Да. Для того, чтобы переваривать молоко, вырабатываются ферменты. И чем старше ребенок, чем больше у него тренировки маминым молоком, тем больше ферментов выработалось. И не надо впадать в панику, тут очень важно. Потому что очень часто, когда ставится диагноз «лактозная недостаточность», это заканчивается тем, что «Ой, надо срочно переводить на гидролизаты, надо срочно переводить на низколактозные, безлактозные смеси, а это значит, отменять мамино молоко». И надо тут очень серьезно оценить риски. Возможно, не нужно ребенка никуда переводить. И возможно, то, что оценено, как следствие лактозной недостаточности, даже тот же диатез, является просто следствием нарушения мамой диеты. Она пончиков поела, и от этого у ребенка диатез появился. А не какая лактозная недостаточность тут не при чем. А отмена материнского молока - это почти гильотина. Это очень серьезные меры, которые очень часто не оправданы. Это все равно, что сделать операцию за зря. Вот человеку взять что-нибудь разрезать, что-нибудь отрезать, потом зашить и потом сказать «Слушайте, можно было этого не делать». Вот это не воротишь. И это очень важно. Потому что ребенок, оставшись без материнского молока, оказывается беззащитен перед вирусами. А лечить даже элементарную простуду, элементарный насморк у ребенка до года очень тяжело. И у «Скорой» даже есть инструкция, если она приезжает к маленькому ребенку с болями в животе и т.д., просто вообще не раздумывая, госпитализировать. Разбираются уже в больнице. Настолько детские всякие заболевания быстро развиваются и требуют быстрой коррекции.

[Ведущий]

А что же делать то, если вдруг появилась, предположим, в первом приближении врач посмотрел, сказал, что вероятно там лактозная недостаточность. Я так понимаю, что родителям первое, чего не нужно делать - не нужно паниковать.

[Соколов А.Л.]

Да.

[Ведущий]

И отменять немедленно кормление грудью.

[Соколов А.Л.]

Паниковать в медицине вообще не нужно, то есть, это смертельно опасно.

[Ведущий]

Второе - когда можно определить, что это действительно лактозная недостаточность? И что в этом случае делать? Когда адекватность постановки диагноза должна соответствовать адекватным мерам каким-то?

[Соколов А.Л.]

Следует относиться к этому так: мой ребенок не инвалид, потому что он не умеет ходить, и мой ребенок не инвалид, потому что у него сейчас есть лактозная недостаточность. Это все может пройти само. И вот надо к этому относиться именно так. Да, имеет смысл понаблюдать за ребенком, имеет смысл показать его одному, второму, может быть, третьему врачу. Имеет смысл сдать какие-то дополнительные анализы. Потому что вполне возможно, что если у ребенка вообще жалоб нет, и у родителей нет жалоб, и у доктора нет жалоб, на основании бумажки отменять материнское молоко - просто это совсем нонсенс, скажем так. Если у ребенка есть жалобы, то надо посмотреть, что еще могло вызвать эти жалобы. Возможно, для этого потребуется дополнительное обследование. Тот же дисбактериоз может вызвать аналогичные жалобы, нарушение маминой диеты, как мы уже сказали, неправильная моторика кишечника, которая элементарно исправится массажем (запоры, например). Все это может быть причиной тех же симптомов, которые возникают при лактозной недостаточности. И надо относиться к этому приблизительно следующим образом: лактозная недостаточность, которая требует какого-то серьезного лечения, встречается очень-очень редко. И очень часто достаточно существуют лекарства для терапии лактозной недостаточности, достаточно безопасные, достаточно эффективные, и их достаточно часто назначают. Это разные виды ферментативных препаратов.

[Ведущий]

Можно ли сказать, что не раньше, чем через месяц, например, после первичной постановки диагноза, можно приступать к лечению и тогда уже беспокоиться? Ну, то есть, дать какой-то промежуток времени, чтобы восстановился вот этот баланс, чтобы может быть, какой-то срыв, начал снова образовываться фермент, расщепляющий молоко.

[Соколов А.Л.]

Нет, он никуда не девается, он есть. Недостаточность - это не значит, что нет фермента, это значит, что фермент есть, но недостаточно. Его маловато.

[Ведущий]

Или он менее активен.

[Соколов А.Л.]

Нет, в основном, маловато. В основном, просто про количество. И организм может его достаточно быстро компенсировать и достаточно много создать фермента. Возможно, это будет через месяц, возможно, через два. Лечится все равно не диагноз. Вот возвращаясь к вопросу «Через сколько после постановки предварительного диагноза лечить?» Да можно хоть в тот же день начать лечить. Можно лечить, влияя на состояние ребенка. Если у ребенка на фоне предполагаемой лактозной недостаточности или предполагаемой другой ситуации, другого заболевания, возникает некий симптом, можно просто пока для начала работать с этим симптомом и сделать так, чтобы у ребенка банально не болел живот.

[Ведущий]

Как это сделать? Уже было заявлено несколько возможных вариантов схожих симптомов. Например, это просто запор, когда нужно массаж животика.

[Соколов А.Л.]

Да, запор, дисбактериоз. Как два варианта нарушения мамой диеты. Ну, нарушение мамой диеты очень просто поправить.

[Ведущий]

Быстрее всего?

[Соколов А.Л.]

Возможно, не будет эффекта. Массаж тоже достаточно быстро назначить, достаточно быстро начать делать.

[Ведущий]

Какой и как делается массаж?

[Соколов А.Л.]

Тут надо смотреть ребенка.

[Ведущий]

По часовой стрелке, против часовой стрелки? Гладить, там я не знаю, разминать? Глубокий, не глубокий?

[Соколов А.Л.]

Вот все, что касается массажа, который мама может делать сама, это все про легкие поглаживания. Можно купить любую книжку по массажу. Тем более, сейчас достаточно книг конкретно по детскому массажу. Прочитать оттуда правильное направление движений (от периферии к центру и т.д.) и делать его без применения силы. Если Вы будете просто гладить, по сути, ребенка, Вы ему точно не нанесете вреда, может быть, принесете пользу. Но, в принципе, массажисты - это такие специально обученные люди. Они для этого получали образование, знают какую-то анатомию.

[Ведущий]

Человеческую, не какую-то.

[Соколов А.Л.]

Да. Знают какие-то приемы массажа. И у них был учитель, который показывал, с какой силой и что можно делать. Да, как любой человек, есть массажисты с высокой квалификацией, есть массажисты с иной квалификацией. Но это вопрос опять же маркетинга и выбора специалиста: выбора врача, выбора массажиста, выбора коляски для своего ребенка. Вот, ко всему надо очень серьезно подходить, если это Ваш ребенок.

[Ведущий]

Но мамочка то, получается, после первых же родов становится квалифицированным специалистом по ухаживанию новорожденных детей.

[Соколов А.Л.]

По ее мнению.

[Ведущий]

И она, все-таки возвращаясь к массажу, она же может это сделать?

[Соколов А.Л.]

Если не применять силы, то может. Если она будет применять силу, может навредить. На самом деле, курсы массажа не так долго длятся. Что мешает мамочке до беременности или в начале беременности сходить на курсы массажа и поучиться массажу? И даже получить какую-то практику, возможно.

[Ведущий]

В любом случае, все с новорожденными должно делаться с любовью, и это будет главным учителем, я так думаю. Андрей Львович Соколов, гость программы «Неотложка», был сегодня. Мы поговорили немножечко о первом годе жизни и о первых днях жизни новорожденных детей в семье. Как быть? Как помочь? И как избежать сложных проблем, когда есть только маленькие? Спасибо.

[Соколов А.Л.]

Спасибо. До свидания.

[Ведущий]

До встречи.