Невропатолог

Развитие мелкой моторики

Под развитие мелкой моторики подразумевается развитие мелких мышц кисти. Это нужно для того, чтобы подготовить руку к письму. Но, кроме этой прямой функции, развитие мелкой моторики необходимо для формирования и развития речи. То есть чем лучше ребенок владеет пальчиками, тем быстрее и качественнее он начнет говорить.

Что можно сделать в разные периоды детства для развития мелких мышц кисти.

В самом раннем возрасте, уже до года, ребенку можно давать играть в мелкие, но съедобные предметы. Например, в изюм, зеленый горошек, консервированную кукурузу.

Когда малыш перестанет все пробовать на вкус, съедобные предметы можно заменить бусами, мозаикой и пр.

Вот еще несколько приемов для развития мелкой моторики.

1. «Шапочки у баночки» или учимся откручивать крышки.

Откручивание и закручивание крышек - упражнение доступное в любое время и в любом месте. Когда вы садитесь обедать или собираетесь пить на прогулке просите ребенка помочь вам открутить и закрутить крышку, пусть он чувствует себя частью важного взрослого процесса и учится. Полуторагодовалому ребенку сложно справится с такой задачей, мышцы рук его еще слабы, но чем больше он будет прикладывать усилий и чем больше сделает попыток, тем быстрее научится самостоятельно справляться с этой задачей.

Поиграйте в подбор крышек по цвету и размеру. Подберите разные емкости с крышками: банки из-под детского питания, чая, коробки от соков, пластиковые бутылки, цветные баночки из-под красок. Покажите ребенку, как откручивать и снимать крышки, предложите ему самому отыскать нужную крышку и закрыть баночку.

Смастерите развивающий планшет из крышек. Для этого вам понадобятся крышки от картонных коробок молочных продуктов или сока. Когда будете вырезать крышки, отступайте пять миллиметров от диаметра или больше. Этот картонный зазор нужен для приклеивания крышки на планшет. Нарисуйте на листе белого картона дом, корабль или автобус. Промытые и высушенные крышки аккуратно приклейте супер клеем в местах, где планируются окна, колеса или иллюминаторы. Разукрасьте вашу картину. Внутри крышки приклейте картинки - сюрпризы: ваши фотографии, изображения животных, смайлики. Ребенок открутит крышку и обнаружит сюрприз. Это будет стимулировать его продолжать нелегкое, но интересное дело.

2. Копилка.

Копить и собирать мелкие предметы занятие очень веселое и полезное. Детям нравятся звонкие блестящие монеты, они видят, что взрослые используют их в магазине и складывают в копилку. Разрешите ребенку поиграть в Скруджа Макдака, собрать и сложить монеты. Не забудьте перед игрой вымыть монеты с мылом. Банком для сбора монет помимо настоящей копилки послужит обыкновенная картонная коробка, или еще лучше жестяная банка от детского питания. Монеты будут ударяться о дно и весело звенеть. В пластмассовой или картонной крышке сделайте аккуратный надрез. Если края неровные, обклейте их скотчем, чтобы не царапали. Копилка готова. Можно складывать монеты, высыпать их и повторять процесс до бесконечности, пока не надоест.

Сбор предметов занятие простое, но надолго увлекающее малыша.

Разновидностью этой игры может стать игра в бутылочное горлышко. В бутылку можно собирать все что угодно - камешки, бусины, бобовые и злаковые. Такая копилка будет и музыкальным инструментом - веселой погремушкой, которую можно трясти, вертеть, перекидывать друг другу. Если обклеить ее цветной бумагой, украсить пуговицами и пластмассовыми крышками бутылке можно придать форму свиньи - копилки или превратить ее в другое любимое животное крохи.

Складывать и «копить» можно даже деревянные палочки от эскимо. Разукрасьте их фломастерами в разные цвета. Ребенок поможет вам их украсить узорами, добавит свои «каля» и «маля». Цветные плоские пластинки - палочки просовывайте в отверстия в коробке по принципу копилки. Если отверстия будут достаточно узкими и небольшими, всего на пару миллиметров толще палочки, ребенку придется потрудиться, толкать и пропихивать, разрабатывая мышцы пальцев.

3.Форма для льда - отличный способ развить мелкую моторику.

Эта игра годится даже для самых маленьких. Возьмите мелкие предметы, соответствующие углублениям в форме по размеру. Предложите ребенку разложить их по ячейкам. Используйте обратной вариант игры. Например, вы приносите ребенку готовую форму, с заранее разложенными в ней кусочками фруктов и просите ребенка достать их пальчиками и положить на тарелку или прямо в рот. Просто, весело и полезно, а главное вкусно.

После игры предложите ребенку наполнить форму для льда водой. В качестве орудия пусть использует чайную ложку или пипетку (для старших детей). Поставьте форму в морозильник и через несколько часов покажите ребенку результат его труда.

4. Шнуровка.

Шнуровать можно не только ботинки. Можно купить специальный тренажер - картинки с отверстиями, а можно самим сделать основу для шнуровки.

Вам понадобится плотный несыпучий материал, например фетр, флис, дерматин от старой сумки, а лучше всего вспененный полимер разных цветов. В крайнем случае подойдет и плотный картон, но он ненадежен, так как от чрезмерных усилий рвется. Нарисуйте на изнаночной стороне материала фигурку и вырежьте её по контуру. Проделайте отверстия дыроколом и ножницами. Возьмите шнурок, сделайте узелок на одном конце или наденьте ограничитель, чтобы он не проскочил сквозь отверстие, и покажите ребенку, как зашнуровать картинку.

5. Рисование песком - отличное развлечение, которое развивает мелкую моторику.

Существует несколько способов:

Первый - насыпьте в большой глубокий поднос (по площади не меньше листа А4) песок (или манную крупу) тонким слоем. Пусть ребенок водит пальчиками, перетирает, пересыпает, рисует фигуры и зигзаги, придумывает картины и фантазирует.

Другой способ рисования - аппликация из цветного песка. На картон наносится изображение. Отдельные фрагменты мажутся клеем и посыпаются песком. Если под рукой нет песка, используйте манную крупу. Заранее нарисуйте клеем на цветном картоне, силуэт. Пока клей не высох, посыпьте картон манкой. Крупа пристанет к клею, а остатки скатятся по наклоненному листу обратно в миску. Картина готова.

Чтобы сделать крупу цветной и яркой, покрасьте ее гуашью. Смешайте крупу с небольшим количеством краски, чтобы получилась однородная сметанообразная масса. Перетирайте крупинки руками до тех пор пока краска не распределится равномерно. Готовую массу положите в духовку на противень (температура минимальная, можно приоткрыть дверцу), периодически помешивайте и разминайте комочки до полного высыхания. Готовый продукт храните в стеклянных банках с крышками.

6. Конструирование.

Конструктор

Любой конструктор будет развивать у Вашего малыша не только навыки пространственного мышления, но и мелкую моторику.

Помимо магазинного конструктора используйте для строительства палочки, зубочистки, игральные карты, спички, марблс. Играть в них одно удовольствие. Можно строить домики, дороги, складывать картинки. Многих детей невозможно оторвать от этого занятия.

Спички, затупленные зубочистки, ветки деревьев - отличный конструкторский материал. Из них можно построить забор, сложить шалаш, выложить геометрические фигуры, и даже сделать съедобного ежика.

Возьмите мягкую сладкую грушу и виноград без косточек. Пусть ребенок втыкает палочки. Это будут иголки. Получится веселый ежик. Чтобы его съесть, пальчикам снова придется потрудиться. Аналогичного, но несъедобного ежика можно сделать, заменив еду на пластилин.

7. Пластилин - материал, который позволит ребенку попробовать себя в качестве скульптора, художника и конструктора.

Картины из пластилина хорошо помогают тренировать пальцы. Нанесите на белый картон черным фломастером изображение. Скатайте из разных цветов пластилина маленькие шарики диаметром пять миллиметров. Чем больше тем лучше. Теперь пришло время и малышу потрудиться. Пусть он берет по одному шарику, нажимает на него большим пальчиком и вдавливает в картон. Получится красочная картина в цветной горох. Когда пальцы ребенка станут достаточно сильными и проворными предложите размазать лепешки так, чтобы не осталось белого пространства. На картине появятся цветные разводы, ничем не хуже мазков импрессионистов.

Готовую пластилиновую основу украсьте крупой, мелким бисером, бусинками и блестками. Если вдавить их пальцами в пластилин, они прочно там засядут и будут добавлять оригинальность творению ребенка.

8.Плетение.

Возьмите три разноцветные узкие ленты шириной 5 миллиметров, свяжите их с одного конца узлом и покажите ребенку, как заплести косичку. Придерживайте ленты за узелок или привяжите их к чему-нибудь, чтобы конец не болтался и не мешал ребенку плести. У вас получится яркий и красивый шнурок - фенечка, который можно преподнести в подарок кому-то из родственников.

9.Делаем бусы и браслеты.

Собрать даже крупные бусины на нитку не так-то просто. Начать лучше с нанизывания сушек на толстую веревку, с нанизывания колец из овощей на деревянную затупленную с обеих концов шпажку. Когда ребенок освоит крупные бусинки, переходите к более мелким. Не считайте, что это занятие только для девочек и если у вас сын, то оно ему категорически противопоказано. Собрать бусы - это не тоже самое, что надеть бусы. Используйте этот навык как возможность ребенка самостоятельно приготовить подарок маме или бабушке по случаю праздника.

10.Играем в Золушку.

Помните, в сказке, Золушка должна была разобрать ссыпанные в одну кучу ячменные и кукурузные зерна. Для Золушки это было мучение и наказание. А вот для вашего малыша это будет увлекательной игрой. Сортировать и перебирать не обязательно крупу. Положите на тарелку красный и зеленый виноград, консервированный горох с кукурузой и пусть ребенок раскладывает их по одноразовым тарелкам соответствующего цвета. И мелкую моторику задействуете, и цвета поучите.

11.Одеваем себя и кукол.

Смена нарядов у кукол развивает мелкую моторику так же хорошо, как и шнуровка. Но если ваш малыш серьезен и самостоятелен, то ему можно предложить застегивать и расстегивать молнии и пуговицы. Начинать лучше с чужой одежды и с застежек крупного размера.

12.Вытащить косточки из арбуза

Вытащить косточки из арбуза - вкусный способ развить мелкую моторику. Единственная проблема - родители должны иметь наготове лейку, чтобы отмыть малыша после занятия. Играть (кушать) он будет всем своим телом.

Татьяна Соколова