Школа

Мотивация к обучению

Рыба гниет с головы.

Прежде чем обвинять школьников в отсутствии мотивации к учебе, хорошо бы выяснить, а есть ли у учителей и директоров школ мотивация учить.

Ведь рыба гниет с головы. У учеников нет мотивации учиться, потому что у учителей нет мотивации учить. А нет мотивации, потому что шаг вправо - шаг влево - попытка к бегству. И стандартизованный тест контрольным выстрелом в голову.

Не изменив принцип, невозможно получить новый результат.

Если правила жесткие, если у учеников нет выбора, то изменить или улучшить что-либо невозможно. И лишь единицы могут прорасти сквозь бетон жестких школьных рамок и правил.

Пока дети должны ходить строем, носить форму, вставать по звонку, невозможно добиться мотивации. Пока учитель контролируется чиновником и результатами стандартных тестов, у него нет мотивации учить.

Проблемы мотивации школьников появились не вчера. Это очень старые проблемы, которые уже 100 лет решают, решают, но решить не могут. Все опробованные за эти годы варианты оказались ошибочны. И это не удивляет. Ведь все эти решения лежали в двухмерном бихевиористском пространстве. И детей, и учителей просто-напросто дрессировали как животных, используя кнут и пряник, поощрение и наказание.

Современная школа не способствует развитию мотивации к учебе у детей и, более того, губит мотивацию у тех детей, у которых она есть. Эту проблему не решить косметическими мерами. И первый шаг к восстановлению мотивации - право свободного посещения школы и уроков, право частичного заочного или дистанционного обучения.

Чиновники от образования считают, что «дистант разрушает образовательный процесс и препятствует качественной передаче знаний». Но было бы что разрушать!

Если бы очное образование было бы качественным, то вокруг нас не ходили бы толпы свидетелей плоской Земли.

«Образовательный процесс» давно устарел и сгнил и годится лишь для создания солдат и низко квалифицированных рабочих. Ни о какой «качественной передаче знаний» при очной форме обучения давным-давно уже не может быть и речи. Это иллюзия. Иллюзия обучения: «ходит в школу, значит, учится, а если не ходит – не учится».

Посещение школы, где в одно ухо влетает, а в другое вылетает, если вообще не пролетает мимо, никак не способствует обучению.

Уже 50 лет назад те дети, которые хотели учиться и были мотивированы к получению знаний, получали их вне школы.

Для того чтобы решить проблему мотивации надо выходить за привычные рамки и решать задачу в трехмерном пространстве, включающем игру, удивление и любопытство. Но школа продолжает "перекрашивать" забор. Был зеленый, стал желтый. Может быть поможет? Не помогает. Тогда давайте обратно - в зеленый. Бег по кругу.

Все начинается с права выбора. Сейчас у детей нет права выбора. Невозможно вырастить свободных людей, мотивировать учеников к учебе, лишая их права выбора. Права выбора учителя, права выбора предметов, права выбора ритма и формы обучения.

Алекс Фарнезе.