Дайджест

Яблоки и помидоры против старости

Ученые из США, Великобритании, Норвегии, Германии и Испании выяснили, что у людей, в рационе которых много яблок, бананов и помидоров, возрастное ухудшение вентиляционной способности легких протекает медленнее, чем у людей, в рационе которых этих продуктов мало.
Даже если человек раньше курил и его легкие повреждены курением, бананы, яблоки и помидоры замедляют процесс старения в легких, по сравнению с не курившими никогда людьми.
В исследовании, продолжавшемся 11 лет, приняли участие 680 жителей Великобритании, Германии и Норвегии.
Наиболее активно способствовали сохранению жизненной емкости легких помидоры. На втором месте оказались яблоки и бананы. На третьем - травяной чай. (European Respiratory Journal, erj.ersjournals.com)

Митохондрии против кокаина

Ученые из университета Мэриленда (США) выяснили, что митохондрии, расположенные в прилежащем ядре полосатого тела мозга (nucleus accumbens), при употреблении кокаина, дробятся и уменьшаются в размерах.
Этот процесс контролирует белок Drp1.
Даже однократное употребление кокаина вызывает дробление и изменение митохондрий нейронов и энергоснабжение мозга.
Более того, кокаин запускает в нейронах процесс самоуничтожения - автофагии.
Блокирование работы белка Drp1 в эксперименте привело к снижению кокаиновой зависимости у мышей и к увеличению размера митохондрий в нейронах.
Таким образом, Drp1 Mdivi-1 - ингибитор белка, отвечающего за деление митохондрий, может стать лекарством для лечения наркозависимости.
(Neuron, nplus1.ru, cell.com)

ГМО-лекарство

Половина бывших безнадежными пациентов с B-лимфомой остаются живыми уже более года после лечения препаратом Yescarta (аксикабтаген цилолейцел, акси-цел).
Это лекарство является генно-модифицированными Т-лимфоцитами. Т.е., по-сути, - ГМО-лимфоцитами.
Суть терапии заключается в одноразовом внутривенном введении собственных генно-модифицированных Т-лимфоцитов. (Участок генома у этих клеток изменяется in vitro).
Препарат Yescarta разрешен в США с осени 2017г для лечения крупноклеточной B-лимфомы у взрослых.
Клинические испытания Yescarta проводились в 22-х различных клиниках. У 42% пациентов с крупноклеточной B-лимфомой после ГМ-терапии отмечена 15-ти месячная и более ремиссия.
Клиническая апробация проходила на 111 пациентах в возрасте от 23 до 76 лет, которым не помогли другие курсы лечения, а так же пересадка костного мозга.
Симптомы заболевания исчезли у половины пациентов уже через 3 месяца.
Однако такая терапия, именуемая CAR-T, имеет серьезные побочные эффекты: подавление иммунитета, неврологические расстройства, острый «цитокиновый шторм», анемия.
Тем не менее, когда выбор стоит между неминуемой смертью и побочными эффектами терапии, с которыми можно справляться медикаментозно, многие негативные эффекты лечения не кажутся уж столь серьезными.
Поэтому, не смотря на все риски, это уже второй разрешенный в США ГМ-препарат, позволяющий части пациентов выжить.
Первое лекарство по технологии CAR-T - Kumriah разрешен в США к применению в клиниках с лета 2017г для лечения острой лимфобластной лейкемии.
Эффективность этого препарата в лечении лимфобластной лейкемии у пациентов моложе 25 лет достигает 83%.
Правда лекарством или препаратами данную технологию можно назвать довольно условно, так как модифицируется геном собственных клеток организма.
Впрочем, пациенту обычно все равно как называется то, что спасло его от неминуемой гибели.
(New England Journal of Medicine, nplus1.ru, nejm.org, fda.gov).

Смартфон делает анализы

Ученые из Иллинойского университета (США) создали спектрометр для смартфона стоимостью 550 долларов, который может анализировать состав слюны, мочи или крови.
Точность определения сопоставима со стационарным лабораторным оборудованием.
Для детекции используется специальный картридж.
В эксперименте пока определялись концентрации фетального фибронектина, фенилаланина. Но спектр исследований может быть значительно расширен - технология идентификации это позволяет.

С помощью другой насадки на смартфон Nokia Lumia 1020, имитирующей флуоресцентный микроскоп, шведские и американские ученые смогли проанализировать ДНК на предмет мутаций, ассоциированных с раком толстой кишки.

Качества всех этих исследований сопоставимы с привычным лабораторным оборудованием, но не смотря на свою портативность, все же требует специальных навыков и реагентов. Да и не столь дешево, чтобы его мог позволить себе обычный потребитель.
Тем не менее, для скрининга, для исследований вне больницы эти методы вполне точны и применимы, а цена исследования и стоимость насадок будет с течением времени уменьшаться и м.б. лет через 10 многие люди смогут позволить себе иметь домашнюю клиническую лабораторию.
(Nature Communications, nplus1.ru, Lab on a Chip, University of Illinois at Urbana-Champaign, pubs.rsc.org, nature.com)

Брелок для определения пищевых аллергенов

Портативный прибор iEAT, разработаный американскими учеными из Harvard Medical School (Boston, Massachusetts, USA), помогает распознать в пище такие аллергены как арахис, фундук, пшеницу, молоко и яйца. Процесс детекции занимает примерно 10 минут.
Пищевые ингредиенты (арахис, фундук, пшеницу, молоко, яйца) могут содержаться в продуктах и блюдах в неочевидных количествах, которые тем не менее способны вызвать аллергическую реакцию.
Прибор способен уловить мельчайшие концентрации аллергенов, содержащихся в этих продуктах.
Размер детектора всего несколько сантиметров. Он состоит из микроконтроллера, дисплея и батареи. Определение аллергена происходит при помощи тест-полоски, на которую необходимо нанести образец продукта.
Себестоимость прибора около 50 долларов.
(ACS Nano, American Chemical Society, nplus1.ru, pubs.acs.org)