Сексология

Гомогендерная ориентация и поведение. Часть 3

Келли. Основы современной сексологии. Изд. Питер

Перевели с английского А. Голубев, К Исупова, С. Комаров, В, Мисник, С. Панков, С. Рысев, Е. Турутина

Гомогендерная ориентация и поведение

Гомогендерная ориентация и поведение. Часть 2

Гомогендерная ориентация и поведение. Часть 4

Многофакторная модель

Жесткая позиция сторонников конструктивистской модели сексуальной ориентации, которые по-прежнему настаивали на том, что доказательства сторонников биологической модели являются недостаточными (Byne & Parsons, 1994; Looy, 1995), послужила основанием для полемики по вопросу о врожденном или приобретенном характере сексуальной ориентации. В настоящее время теоретики отдают предпочтение многофакторной модели, в которой учитываются все факторы, способные оказать влияние на формирование сексуальной ориентации: биологические, психологические и социальные (Haumann, 1995).

Скорее всего, формирование сексуальной ориентации является результатом взаимодействия целого комплекса внутренних и внешних факторов. Вполне вероятно, что в каждом конкретном случае существует своеобразная комбинация факторов, влияющих на формирование сексуальной ориентации (Berger, Suesmatsu, & Ono, 1994). Некоторые «программы», вследствие которых впоследствии формируется индивидуальная сексуальная ориентация, могут возникать в «критические периоды» как внутриутробного, так и постнатального развития, когда происходит взаимодействие между биологическими факторами и факторами среды {Bancroft, 1994; Bern, 1996).

Было выдвинуто предположение, что различные отделы головного мозга могут по-разному реагировать на воздействие половых гормонов на каждой стадии внутриутробного и постнатального развития. При среднем или обычном уровне мужских или женских гормонов формируется типично мужской или женский мозг. Повышение уровня тех или иных гормонов в критический период роста мозговых тканей оказывает воздействие на развитие восприимчивых к данным гормонам отделов мозга. Это означает, что одни и те же отделы мозга могут иметь различную сексуальную дифференциацию. Таким образом, уровень мужских или женских гормонов на той или иной стадии развития мозга определяет широкий спектр характеристик, включая праворукость и леворукость, а также сексуальную ориентацию (Bancroft, 1994; LeVay, 1996). Кроме того, согласно предположениям, влиянием этих факторов обусловлены различия в темпераменте детей, которые впоследствии могут привести к определенным сексуальным предпочтениям (Bern, 1996).

В настоящее время многие ученые начинают понимать, что биологи и социальные психологи, скорее всего, пытаются объяснить один и тот же феномен, однако рассматривают его под разными углами зрения: биологи учитывают прежде всего молекулярное влияние и работу нейрологических механизмов; социальные психологи - поведение в целом и влияющие на формирование поведения социальные факторы.

Подавляющее большинство современных теоретиков склоняются к мнению о том что сексуальная ориентация формируется в результате взаимодействия целого комплекса факторов: биологических процессов и предрасположенности, жизненного опыта, особенностей строения нервной системы и развития головного мозга, а также наследственности (LeVay, 1996;Looy, 1995).

Даже если впоследствии обнаружатся неопровержимые доказательства влияния наследственности на формирование сексуальной ориентации, это не будет означать, что сексуальные склонности на 100% передаются по наследству, поскольку определенную роль в процессе формирования сексуальной ориентации могут играть многие другие факторы.

Например, когда один из участников исследования, в ходе которого изучались братья и сестры лиц с гомогендерной сексуальной ориентацией, сообщил своему брату, что он гей, это признание произвело на брата сильное впечатление. В прежние годы этот человек вел исключительно гетеросексуальный образ жизни, хотя и отмечал, что его в какой-то степени привлекают мужчины. Однако ему никогда не приходило на ум, что подобные чувства могут означать, что он гей. После откровенного заявления брата он решил в качестве эксперимента заняться сексом с мужчиной и, действительно, получил большее сексуальное удовлетворение, чем при гетеросексуальных контактах. Спустя год уже оба брата сообщили родителям, что они геи. Памятуя об этой истории, нельзя не учитывать мощное влияние социальных факторов на сексуальное самоопределение индивида даже в том случае, если те или иные сексуальные склонности являются врожденными.

Некоторые теоретики полагают, что человек «выбирает» из широкого спектра стимулов лишь те стимулы, которые согласуются с его генетической предрасположенностью, и реагирует только на них. Поступая таким образом, человек, по существу, создает вокруг себя свою собственную среду. Согласно данному подходу, человек предстает динамичным, созидающим существом, которое учится поддерживать и видоизменять генетическую заданность (Бет, 1996; Bouchard, 1994). Существует мнение, что люди не «запрограммированы», а, скорее, «приправлены» наследственностью. Следовательно, одни и те же генетические факторы могут стать фундаментом различных построек.

В многофакторной модели учитывается то обстоятельство, что сексуальная ориентация в каждом конкретном случае может иметь множество нюансов, происхождение которых невозможно объяснить способом взаимоисключения. Сексуальность каждого человека столь индивидуальна, что едва ли укладывается в прокрустово ложе однозначной классификации (Bancroft, 1994;Burr, 1996; Kitzinger, 1995),Скорее всего, дальнейшие исследования подтвердят справедливость многофакторной концепции. Внимание исследователей сосредоточено на причинах формирования гомогендерной сексуальной ориентации в первую очередь потому, что гомогендерная и бисексуальная ориентация считается вариацией на тему гетеросексуальной нормы. На практике мы едва ли можем назвать причины формирования гетеросексуальной ориентации. Вполне возможно, что в ходе исследований гомогендерной ориентации ученые смогут подобрать ключ к проблеме формирования сексуальной ориентации. В целом, после того, как человек впервые осознает свою гомогендерную ориентацию и связанные с ней чувства, сопряжен с определенными проблемами и включает в себя стадию «самообозначения», стадию внутреннего принятия новой идентичности и разделения этой идентичности с другими людьми и заключительную стадию полной интеграции данной идентичности в общее представление о себе (Rhoads, 1995; Rotheram-Borus & Fernandes, 1995).

Австралийский психолог Вивьен Касс (Vivienne Cass, 1983-1984,1990) полагает, что составить полное представление о переживаниях, связанных с гомогендерной ориентацией, можно лишь в том случае, если исследователи будут уделять особое внимание самовосприятию геев, лесбиянок и бисексуалов. Согласно такому подходу, сексуальная ориентация человека не имеет жесткой фиксации и поэтому может видоизменяться.

Восприятие собственной сексуальной ориентации может изменяться с возрастом, даже в старости, а результатом подобных изменений является формирование новых паттернов сексуальных отношений и поведения. Иными словами, сексуальная идентичность не возникает раз и навсегда, хотя у многих людей может быть относительно стабильной. Согласно этой модели, индивиды способны сознательно изменять свою сексуальную ориентацию в зависимости от самовосприятия в определенный период жизни (Johnson, 1996).

Перспективы терапии

Специалисты, придерживающиеся традиционного подхода к гомогендерной сексуальной ориентации и считающие данную ориентацию расстройством, уделяют большое внимание ее лечению. Согласно психодинамическим моделям, гомогендерная сексуальная ориентация формируется под влиянием конфликтов и проблем, берущих начало в детстве. Индивид пытается решить данные проблемы прежним способом и вследствие этого становится гомосексуалом. Однако в последнее время наметилась тенденция к пересмотру некоторых положений психодинамической теории с учетом новых сведений о биологических факторах, влияющих на формирование сексуальной ориентации (Chandler, 1995; Isay, 1996).

Тем не менее некоторые психотерапевты по-прежнему упорно стремятся «вылечить» и исправить геев и лесбиянок, превратить их в гетеросексуалов. Как правило, излечение подразумевает прекращение гомосексуальных контактов и переориентацию на сексуальные отношения с лицами противоположного пола. Однако, как показывает практика, подобные «превращения» чреваты тем, что люди с гомогендерной сексуальной ориентацией становятся несчастными, ощущают вину за свое гомогендерное сексуальное поведение и всеми силами желают избыть эти склонности. Другие специалисты убеждены, что изменения в поведении пациента продиктованы не сексуальной переориентацией, а сознательным выбором такого образа действий, который представляется более приемлемым и терапевту и пациенту. В 60-е годы широко практиковалась поведенческая терапия, в рамках которой применялись аверсивные методы, рассчитанные на устранение гомогендерного сексуального возбуждения при помощи- электрошока и негативной стимуляции. Однако эти методы довольно скоро утратили популярность, поскольку плохо себя зарекомендовали и оказались неэффективными. С этической точки зрения «исправляющая терапия» выглядит небезукоризненно, поскольку основывается на довольно сомнительной предпосылке, что сексуальная переориентация возможна и допустима (Haldeman, 1994).

Как известно, некоторые консультанты и терапевты придерживаются негативной установки по отношению к лицам с гомогендерной ориентацией, что может иметь пагубные последствия для бисексуалов, лесбиянок и геев, которые обращаются за помощью к таким специалистам. Следует подчеркнуть, что некоторые специалисты не осознают своего предвзятого отношения к лицам с гомогендерной ориентацией, однако исподволь привносят в процесс консультации негативные эмоции (Bieschke & Matthews, 1996; Bux, 1996). Согласно результатам ряда опросов, лесбиянки и геи чаще, чем лица с гетеросексуальной ориентацией, выражают неудовольствие по поводу консультации. Причиной тому зачастую бывает предвзятое отношение консультанта. Поэтому геям, лесбиянкам и бисексуалам следует с особой осторожностью и осмотрительностью выбирать себе консультантов и терапевтов. Нередко лица с гомогендерной ориентацией предпочитают обращаться за помощью к специалистам, которые придерживаются такой же сексуальной ориентации. Однако многие консультанты с гетеросексуальной ориентацией тоже могут оказать эффективную помощь и относятся к геям, лесбиянкам и бисексуалам беспристрастно (Chojnacki & Gelberg, 1995; Rubinstein, 1995). Нельзя забывать и о том, что даже консультанты с гомогендерной ориентацией не гарантированы от бифобии и гомофобии, а подобная негативная установка может влиять на их самовосприятие (Hancock, 1995).

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ГЕЕВ, ЛЕСБИЯНОК И БИСЕКСУАЛОВ

Несмотря на то что категории и ярлыки являются результатом обобщения и нередко служат средством дискриминации, иного способа систематизировать огромное количество научной информации ученые пока не изобрели. Кроме того, порой человек нуждается в точном самоопределении для того, чтобы составить более полное представление о собственной личности. Чувство личной идентичности играет важную роль в самовосприятии индивида. Вместе с тем самовосприятие складывается из разных видов идентичности: тендерной, профессиональной, семейной и, в том числе, родительской. Научное понятие сексуальной идентичности сложилось лишь в наше время в рамках европейской и американской социальной психологии (Gonsio-rek, 1995a).

Долгое время в Северной Америке геи, лесбиянки и бисексуалы могли отождествлять себя лишь с мифами и стереотипами. До сих пор бытует мнение, что геи - женоподобны, а лесбиянки - мужеподобны. Несмотря на то что некоторые индивиды с гомогендерной ориентацией соответствуют такому представлению, как правило, геи, лесбиянки и бисексуалы не имеют существенных отличий от людей с гетеросексуальной ориентацией (Gonsiorek, 1995a). Среди убежденных гетеросексуалов можно встретить мужчин с женскими манерами и женщин с мужскими манерами. Среди геев и лесбиянок встречаются настоящие «мачо». Однако в сексуальном смысле геев, как правило, не привлекает женственность. Лишь около 5% геев подражают женщинам в манере одеваться, двигаться и говорить, и менее 3% лесбиянок имитируют мужское поведение и образ жизни.

Тем не менее, судя по некоторым свидетельствам, среди детей и подростков, проявляющих тендерный нонконформизм, выше вероятность последующего гомогендерного сексуального поведения и пристрастий (Bailey, Nothnagel, & Wolfe, 1995; McConaghy & Zamir, 1995).

В конце 60-х - начале 70-х годов возникло представление о «гомосексуальной идентичности». В отношении общества к гомогендерной ориентации наметились значительные перемены, поскольку в центре внимания оказалось не специфическое сексуальное поведение, а понимание сексуальной ориентации как части личности. Способность самоидентификации в качестве гея или лесбиянки, а также готовность рассказать о своих сексуальных предпочтениях некоторым другим людям имеют большое значение для нормальной психологической регуляции и формирования комфортной сексуальной идентичности (Hancock, 1995; Johnson, 1996).

Люди с гомогендерной ориентацией живут в обществе, покоящемся на гетеросексуальной культуре, поэтому рано или поздно они начинают ощущать себя частью меньшинства. В связи с этим происходят изменения в системе ценностей. Человек пересматривает свои представления о допустимом поведении. Речь идет о масштабном психологическом процессе, включающем в себя различные стадии. Несмотря на различия в теориях формирования гомогендерной сексуальной ориентации и идентичности, все существующие модели роднят некоторые общие черты. Как правило, процесс формирования гомогендерной идентичности, который начинает развиваться

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ. МАРТА, ИЛИ СЕКСУАЛЬНАЯ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ

Марта вышла замуж в 23-летнем возрасте. Сейчас Марте 38 лет, и она мать двоих детей, 10 и 12 лет. Она была довольна своей карьерой супервизора социальных работников и ценила отношения с мужем. Однако недавно она влюбилась в незамужнюю женщину, которая долгие годы была ее подругой и доверенным лицом. Однажды подруга призналась Марте, что она лесбиянка и давно испытывает сильное эмоциональное и физическое влечение к Марте. Она призналась, что никак не могла решиться рассказать об этом Марте, поскольку не хотела осложнять жизнь подруги.

Несмотря на то что Марта и сама не хотела разрушать свою семью, постепенно она стала замечать, что испытывает не меньший интерес к своей подруге. В конце концов Марта вступила в сексуальную связь с подругой и поняла, что мечтала о таких отношениях всю жизнь. Впоследствии Марта описывала это следующим образом: «Несмотря на то что меня всегда привлекали женщины, я никогда не сопоставляла эти переживания с представлением о собственной сексуальности. Я выросла в гетеросексуальном мире и никогда не сомневалась в своей гетеросексуальности. Отношения с мужчинами доставляли мне удовольствие, однако теперь я понимаю, что никогда не испытывала к мужчинам настоящего романтического и сексуального влечения. Разрыв с мужем явился самым болезненным переживанием в моей жизни, а сближение с подругой - самым чудесным. Возможно, если бы я раньше знала о своей сексуальной ориентации, многие близкие люди были бы избавлены от страданий, однако не все в жизни выходит так, как хотелось бы».

Спустя несколько месяцев после консультации Марта и ее муж решили развестись, сохранив за собой равные обязанности по опеке над детьми. Муж Марты тяжело переживал случившееся, однако нашел в себе силы понять Марту, памятуя о том, что жена никогда его не обманывала. После развода они сохранили сердечные отношения и вместе воспитывали детей. Дети тоже посещали консультанта, поскольку необходимо было разобраться, какие проблемы возникли у них в связи с изменением структуры семьи.

Стадии формирования сексуальной идентичности

Согласно теории Касс, побудительным мотивом развития процесса формирования гомогендерной сексуальной идентичности является сексуальный интерес или влечение к лицу того же пола. Эти переживания не обязательно должны получить непосредственное выражение в виде сексуального поведения. В данном случае достаточно фантазий. Касс подразделяет процесс формирования сексуальной идентичности на шесть стадий и полагает, что существуют индивидуальные особенности развития данного процесса на каждой стадии. По мнению Касс, переход от одной стадии развития данного процесса к другой мотивирован стойкой потребностью сохранить полное представление о себе, в контексте сексуальной ориентации, а также позитивное самовосприятие в условиях данной сексуальной ориентации.

Концепция поступательного развития процесса формирования сексуальной идентичности, при котором очередная стадия знаменует возникновение более полного представления о собственной сексуальной идентичности, выглядит убедительно лишь в приложении к доминирующей европейской и американской культуре, но едва ли соответствует образу жизни других этнических групп. Например, многие афроамериканцы, латиноамериканцы и американцы азиатского происхождения, по всей видимости, вообще не нуждаются в гомогендерной идентичности, поскольку считают гомогендерное сексуальное поведение элементом другой, несексуальной идентичности. Жители Азии и американцы азиатского происхождения зачастую считают сексуальное поведение личным делом каждого человека, не имеющим вообще никакого отношения к общим социальным схемам (Chan, 1995). Тем не менее модель Касс представляется уместной, когда речь заходит о представителях западной культуры. Ниже представлены и вкратце охарактеризованы шесть стадий формирования сексуальной идентичности (Cass, 1990).

I стадия - сомнения.

На этой стадии формирования сексуальной идентичности человек начинает осознавать, что информация о гомогендерной сексуальной ориентации в каком-то смысле имеет отношение к его собственным реакциям. Когда человек понимает, что не может продолжать игнорировать эти совпадения, у него возникают сомнения в правильности сексуального самовосприятия. В период неуверенности и сомнений человек может прилагать усилия для того, чтобы избежать сексуальной активности в отношении лица того же пола, несмотря на стойкие фантазии и мечты об этом (Kottman, Lingg, & Tisdell, 1995). Когда у человека возникает вопрос; «Я гей (лесбиянка или бисексуал)?», может возникнуть потребность в информации о гомогендерной сексуальной ориентации. Спустя какое-то время индивид переходит на вторую стадию формирования сексуальной идентичности.

II стадия - сравнения.

На этой стадии формирования сексуальной идентичности человек начинает ощущать свое отличие от других членов семьи и сверстников. Таким образом индивид составляет более полное представление о том, что значит быть геем, лесбиянкой или бисексуалом. Едва ли не каждый человек воспитывается с расчетом на гетеросексуальное поведение. В процессе развития гомогендерной идентичности человеку приходится постепенно отказываться от гетеросексуальных принципов поведения, в результате чего может возникнуть ощущение неприкаянности и потерянности. Люди могут по-разному отреагировать на чувство социального отчуждения. Вслед за позитивным осознанием своего отличия от других значение гетеросексуального поведения начинает постепенно снижаться. Однако даже в этой ситуации некоторые люди продолжают притворяться гетеросексуалами, стараясь избежать проблем, которые сулит им открытое признание своей сексуальной ориентации. На этом этапе многие индивиды склонны отрекаться от гомогендерной идентичности, хотя и осознают свои сексуальные предпочтения (Johnson, 1996). В этом случае люди нередко считают свое гомогендерное сексуальное поведение следствием определенных отношений, сиюминутным соблазном или преходящим явлением. Негативная реакция вызвана страхом отчуждения со стороны окружающих и влечет за собой снижение оценки гомогендерной сексуальной идентичности. На этом этапе многие люди превращают собственную неуверенность во «внутреннюю гомофобию», В результате формируется негативная установка по отношению к собственной идентичности, а также по отношению к геям и лесбиянкам. В таких случаях люди нередко стараются всем своим видом доказать свою приверженность гетеросексуальным принципам, хотя, на деле, могут втайне предаваться гомогендерным сексуальным фантазиям и даже сексуальной активности (Isay, 1996).

III стадия - терпимости.

Смирившись со своей гомогендерной сексуальной ориентацией и осознавая сексуальные, социальные и эмоциональные потребности, связанные с данной ориентацией, индивид начинает более терпимо относиться к своим предпочтениям и привыкает к ним. Как правило, на этом этапе человек знакомится с другими геями или лесбиянками, благодаря которым получает эмоциональную поддержку, возможность завязать партнерские отношения, наблюдать позитивные ролевые модели и спокойнее воспринимать свою идентичность. На этой стадии проблемы возникают, как правило, у людей стеснительных, некоммуникабельных и не обладающих навыками общения, а также у тех индивидов, которые опасаются, что об их склонностях станет известно окружающем. Если переживания человека на этом этапе в целом являются негативными, то развитие процесса формирования гомогендерной сексуальной идентичности может прекратиться. Если же человек чувствует себя достаточно уверенно и в целом положительно оценивает свои переживания, то в конечном счете он настолько привыкает к своей идентичности, что обретает способность спокойно констатировать: «Я - гей (лесбиянка или бисексуал)» (Isay, 1996; Savin-Williams, 1995).

В связи с тем что гомофобия и дискриминация по принципу сексуальной ориентации до сих пор имеют достаточно широкое распространение, человеку приходится принимать непростое решение о том, до какой степени поставить окружающих в известность о своих сексуальных предпочтениях. Сохраняя в тайне свою гомогендерную ориентацию, индивид занимается своего рода «конспирацией». Процесс подготовки к первому открытому проявлению своей нетрадиционной сексуальной ориентации часто именуют «выходом из подполья». Степень открытости первого проявления нетрадиционной сексуальной ориентации и выбор доверенных лиц зависят от многих факторов. Некоторые люди считают нужным поставить в известность родственников и близких друзей, иные полагают, что сексуальные предпочтения - их личное дело и другие люди к этому совершенно непричастны. Решение о «выходе» следует принимать осторожно, учитывая все возможные негативные последствия такого шага. Однако довольно часто геи, лесбиянки и бисексуалы убеждаются, что окружающие спокойно воспринимают их сексуальную ориентацию (Rhaods, 1995).

IV стадия - внутреннего принятия своей сексуальности.

На этом этапе терпимое отношение к своей идентичности в качестве гея, лесбиянки или бисексуала сменяется положительным самовосприятием. Связь с обществом геев или лесбиянок крепнет. Возникает позитивная идентификация с другими людьми, придерживающимися гомогендерной ориентации. Установки и образ жизни других людей с гомогендерной ориентацией могут во многом определять степень комфортности самочувствия индивида. Если человек поддерживает отношения с людьми, которые полагают, что в гомогендерной ориентации нет ничего постыдного, то у него может сформироваться такая же установка. Когда индивид полностью принимает свою сексуальность, он переходит к пятой стадии.

V стадия - гордости.

На этом этапе формирования гомогендерной сексуальной идентичности человек перестает считать гетеросексуальность нормой, на основании которой можно оценивать собственное сексуальное поведение и сексуальное поведение других людей. По мере углубления идентификации с обществом геев или лесбиянок человек начинает испытывать гордость в связи с принадлежностью к данному обществу. Нередко на этом этапе человек принимает активное участие в политических движениях, выступающих против дискриминации и гомофобии, и вступает в конфронтацию с гетеросексуальным истеблишментом. Во многих случаях эта стадия является периодом агрессии. Желание скрывать свою сексуальную ориентацию уменьшается, и некоторые члены семьи и коллеги данного человека узнают о его сексуальных склонностях.

В связи с преобладанием негативной общественной установки по отношению к лицам с гомогендерной ориентацией, людей нередко шокирует известие о том, что супруг, отец, мать, ребенок, брат, сестра или друг являются геем, лесбиянкой или бисексуалом. Узнав об этом, некоторые люди испытывают страх или отвращение, другие ощущают стыд за близкого человека или порицают его, иные способны проявить терпимость, понимание и сочувствие. После того как родителям становится известно, что их сын или дочь придерживаются гомогендерной ориентации, они, как правило, упрекают во всем себя и беспрестанно мучают себя вопросом: «Что мы сделали не так?» Однако в первой части этой главы уже упоминалось о том, что мы не располагаем данными, подтверждающими предположение о том, что поведение родителей оказывает существенное влияние на формирование сексуальной ориентации. Поставить родителей и других близких людей в известность относительно своей сексуальной ориентации значит принять новый вызов в процессе укрепления личной идентичности. Существует Организация родителей и друзей лесбиянок и геев (PFLAG), благодаря которой родители и близкие люди геев и лесбиянок могут получить необходимую информацию о гомогендерной ориентации и эмоциональную поддержку. Многие родители в конце концов начинают спокойно относиться к сексуальной идентичности своего ребенка. Порой обстоятельства складываются драматически. Семья не желает принимать дочь лесбиянку или сына гея. Однако такая реакция лишь усугубляет чувство вины и отчуждение.

Дальнейшее развитие процесса формирования сексуальной идентичности зависит от того, каким образом отреагировали близкие люди на известие о том, что данный человек является геем, лесбиянкой или бисексуалом. Если реакция оказывается в целом негативной, то у человека крепнет убеждение в том, что доверять лицам с гетеросексуальной ориентацией опасно, а рассчитывать на них бессмысленно. Если же реакция оказывается в целом позитивной и доброжелательной, то индивид переходит к следующей стадии (Isay, 1996; Johnson, 1996).

VI стадия - синтеза.

На заключительной стадии формирования гомогендерной сексуальной идентичности человек перестает разделять окружающих на «наших» (геев, бисексуалов и лесбиянок) и «других» (гетеросексуалов). Человек перестает воспринимать людей в зависимости от их сексуальной ориентации. Не все гетеросексуалы предстают в дурном свете, и не все люди с гомогендерной ориентацией воспринимаются положительно. Агрессия, характерная для пятой стадии, снижается, и гомогендерные аспекты идентичности полностью сливаются с другими аспектами самовосприятия. Теперь процесс формирования сексуальной идентичности закончен.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ. СТИВЕН, ИЛИ РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

Стивену было 8 лет, когда он впервые осознал, что его привлекают мальчики. Первый опыт сексуальных отношений с другим мальчиком Стивен получил в 13-летнем возрасте. Связанные с этим ощущения показались ему несказанно приятными. В течение года он поддерживал сексуальную связь с другим мальчиком. Однажды этот мальчик признался Стивену, что не желает впредь заниматься с ним сексом. Стивен тяжело переживал разрыв отношений, однако, в конце концов, сумел с этим смириться.

Будучи старшеклассником, он впервые рассказал некоторым друзьям и родителям о своей сексуальной ориентации. В целом друзья и родители, в особенности мать, дружелюбно отреагировали на его признание. Отец заверил Стивена, что по-прежнему любит его, однако попросил избавить его от разговоров на эту тему. Стивен помог организовать в своей школе небольшую группу поддержки для учащихся с гомогендерной ориентацией и активно включился в политическую деятельность в близлежащем городе.

Отправляясь в колледж, Стивен еще не решил, стоит ли открыто заявлять там о своей сексуальной ориентации. Однако, после первых месяцев обучения, он рассказал о своих сексуальных предпочтениях соседу по комнате, молодому человеку с гетеросексуальной ориентацией. Затем Стивен вступил в организацию геев и лесбиянок, которая функционировала в их кампусе. После того, как Стивен начал посещать студенческий совет, его несколько раз беспокоили телефонные угрозы. В связи с этим он обратился за помощью в администрацию колледжа, совместно с которой впоследствии организовал в консультативном центре новую группу поддержки студентов с гомогендерной ориентацией. Стивен словом и делом помогал другим студентам, которые объявили в колледже о своей нетрадиционной ориентации. Все это время он поддерживал постоянные отношения с одним молодым человеком. В конце концов они переселились в одну комнату.

Будучи старшекурсником, Стивен решил побеседовать с консультантом по поводу своих отношений с отцом. Всякий раз, когда Стивен наведывался домой, отец словно вынуждал его притворяться гетеросексуалом. Стивен составил план разговора с отцом и решил воспользоваться ближайшей возможностью для того, чтобы испытать новую стратегию. Прежде чем побеседовать с отцом, он отрепетировал предстоящий разговор с консультантом. Они учли все возможные ответные реакции отца и определили, что следует говорить Стивену в том или ином случае. Стивен был приятно удивлен, когда узнал, что отец за время его отсутствия много размышлял и читал о гомогендерной сексуальной ориентации и поэтому был готов к откровенному разговору. Отец заверил Стивена, что с радостью побеседует на эту тему с друзьями семьи и родственниками, если сын считает это необходимым. Благодаря тому что между сыном и отцом сложились открытые отношения, Стивен стал чувствовать себя более комфортно.

Определение.

«ВЫХОД ИЗ ПОДПОЛЬЯ» - первое открытое проявление своей сексуальной ориентации, при котором человек признается самому себе и другим, что он гей, лесбиянка или бисексуал.