Психиатр

Расстройства влечений (инстинкты, порывы)

К. Цафаров

Дромомания (пориомания, бродяжничество) выражается в усиленном влечении к уходу из дома и бесцельных скитаниях и разъездах. Наблюдается, хотя и редко, даже у детей 3-4 лет, которые уходят из дома и сами не возвращаются до тех пор, пока их не найдут и не доставят домой. Более выраженные дромомании проявляются у детей 7-8 лет, когда они оставляют жилище, убегают из училища, скитаются в отдаленных от дома местах, не возвращаются вечером домой, спят там, где их застанет ночь. В пубертатном возрасте предпринимаются уже более далекие путешествия, включительно и с попыткой пересечь границу, не преследуя при этом никакой цели, не имея билета и средств к существованию, только для того, чтобы испытать чувство удовольствия от самого скитания.

Пиромания.

Это усиленное влечение к зажиганию огня.

Клептомания.

Это влечение к воровству, но к такому, при котором украденные вещи не используются для личных нужд и личного обогащения.

Онанизм (мастурбация)

Онанизм (мастурбация) - сексуальное самоудовлетворение путем механического раздражения половых органов. Эрекция с общим покраснением, потением, беспокойством в результате раздражения одеждой или рукой области половых органов наблюдается иногда даже в грудном и раннем детском возрасте. Эти состояния полового возбуждения неправильно оцениваются как онанизм, так как при этом отсутствует влечение к сексуальному самоудовлетворению. В пубертатном и юношеском возрасте мастурбация наблюдается эпизодически или периодически. По мнению некоторых авторов, это наблюдается у 75% девочек и 90% мальчиков и расценивается как физиологическое явление этого возрастного периода. Повышенное влечение к онанизму наблюдается при органических поражениях мозга, шизофрении, циклофрении.

Усиленные сексуальные влечения к противоположному полу, выражающиеся в искании и осуществлении частых сексуальных контактов без выбора партнеров, а иногда и сексуальные извращения наблюдаются в пубертатном и юношеском возрасте. Причины - неправильное воспитание, органические заболевания мозга, остаточные состояния, шизофрения, циклофрения, затянувшиеся невротические состояния.

ХРОНИЧЕСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ

Хронический алкоголизм (алкогольная болезнь) наблюдается редко среди детей начального и среднего школьного возраста и учащается в старшем школьном возрасте, среди студентов и молодежи. Алкоголизм, вначале как влечение к алкоголю, возникает при систематическом употреблении алкоголя в семье, в учебном и трудовом коллективе и при наличии материальной возможности систематически получать алкоголь. Хронический алкоголизм развивается тем быстрее, чем в более раннем возрасте началось его систематическое употребление. Клинически алкоголизм проявляется в непреодолимом влечении к алкоголю, опьянении в начальных стадиях болезни при употреблении больших количеств алкоголя. В молодом возрасте психопатологические изменения личности наступают быстрее, что проявляется в угнетении, злобном настроении, раздражительности, конфликтности, грубости, агрессивности и часто в целом ряде антиобщественных действий - драках, воровстве и т. п. С течением времени начинаются трудности при исполнении учебных или трудовых обязанностей, а позднее и полная невозможность выполнять указанные обязанности. Постепенно наступает общая деградация личности.

Профилактика и лечение выражаются в своевременной и систематической борьбе с влечением к алкоголю. Это достигается путем систематических психотерапевтических индивидуальных и групповых бесед, сеансов гипноза. Из лекарственных средств используется апоморфин с целью выработки условнорефлекторного рвотного рефлекса и антабус для сенсибилизации организма к алкоголю. Наиболее эффективным лечебным эффектом является комбинация психотерапевтических воздействий с лекарственными средствами.

САМОУБИЙСТВО И ПОПЫТКИ К САМОУБИЙСТВУ

Самоубийство - преднамеренное прекращение собственной жизни, а попытка прекращения жизни определяется как незавершенное самоубийство. У детей предпубертатного возраста самоубийства редки и совершаются преимущественно как подражание и в процессе игр - при использовании предметов, с качествами которых они недостаточно знакомы -это скорее несчастные случаи. Самоубийства в возрасте 10-12 лет совершаются по механизму так наз. реакции короткого замыкания: раздражительная вспышка - пришло в голову - осуществил. В пубертатном, ближе к юношескому возрасту самоубийства резко нарастают и как причина смерти занимают 4-е место. Попытки к самоубийству в этом возрасте в 30-40 раз более часты, чем совершенные самоубийства. Основная причина действий, связанных с самоубийствами - конфликты в семье, в школе, конфликты с аффектами по поводу ревности, в связи с первыми любовными переживаниями, конфликты внутреннего противоречия как несоответствие между желаниями и возможностями. Конфликтная ситуация определяется, с одной стороны, физиологическими и психологическими особенностями пубертатного возраста, а, с другой - средой, которая оказалась не в состоянии своевременно понять и принять самоутверждающуюся незрелую личность. Причины суицидных порывов могут быть связаны и с некоторыми заболеваниями, например, с шизофренией, циклофренией и др., которые часто начинаются или обостряются в этом возрастном периоде.

При лечении и профилактике самоубийств следует исходить из того основного правила, что каждый суицидный порыв, будь то высказанная мысль о самоубийстве или запугивание им, или предпринятая попытка - это „крик о помощи", к которому следует отнестись самым серьезным образом. Тот факт, что ребенок принял какие-то средства в присутствии других, сообщил предварительно или после того о содеянном или неоднократно запугивал самоубийством должно настораживать окружающих. При высказывании мысли о сомоубийстве, особенно при осуществлении такой попытки, первое, что следует предпринять - установить причины суицидного порыва. Это не всегда легко удается, так как истинная причина может быть связана с самыми сокровенными переживаниями и она тщательно скрывается. Требуются многократные собеседования с близкими, с которыми откровенен ребенок. Выясненные причины следует оценить с точки зрения или нормальной, или патопсихологической окраски и только тогда составить план дальнейшего лечения и профилактики с соблюдением индивидуального подхода. Основным в этом плане следует считать устранение или смягчение конфликтной ситуации, перестройку личности ребенка, по возможности устранение источников раздражения из окружающей среды путем соответствующих психотерапевтических бесед. Целесообразно применение седативных и общеукрепляющих лекарственных средств. При выявлении причин, которые могут быть результатом психопатологических переживаний, следует начать энергичное лечение основного заболевания

Клиническая педиатрия Под редакцией проф. Бр. Братанова