Мобильная версия сайта Библиотека Здоровья - Большая медицинская библиотека
Поиск по сайту
Спросить доктора
Дарим книги!
Библиотека Здоровья - Большая медицинская библиотека

Психогении

К. Цафаров

Под психогениями понимаются такие состояния, непосредственной причиной которых является психическая травма. К ним относятся психогенные реактивные состояния, психогенные реакции, реактивные психозы и неврозы. К психогенным заболеваниям приводят те психотравмы, которые нарушают адаптационные возможности личности в отношении окружающей среды. В других случаях психотравма может являться лишь поводом, условием, которое ослабляет реактивность организма и открывает пути для возникновения других психических заболеваний - инфекционных, интоксикационных, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и др.

Условия, конфликтные ситуации, способствующие более частому возникновению психогенных заболеваний в детском возрасте. У детей дошкольного возраста частыми причинами возникновения психогенных состояний являются внезапные и сильные раздражители - внезапное появление чужого человека, животного, сильный крик, ссоры, резкий звук сирен, поездов, гусеничных машин, рассказ о событиях или сказки со страшным концом, помещение в больницу, травматизирующие методы лечения и др. В грудном возрасте конфликтные ситуации возникают также в связи с неправильным кормлением ребенка: горячая пища, боль при глотании, если у ребенка болит горло. Реакцией на эти действия являются противодействия со стороны ребенка - закрывание рта, выплевывание пищи, отворачивание головы. На втором году жизни конфликтные ситуации нередко создаются при обучении ребенка пользованию горшком, что вынуждает некоторых из них воздерживаться, в результате чего наступают запоры. Больше всего тяжелых конфликтных ситуаций наступает в возрасте между 2-мя и 4-мя годами, т. е. во время первого переходного возраста. Эти конфликты связаны с ограничением „самостоятельности", с угнетением повышенной деятельности, с отделением от семьи при помещении в детский сад, с ревностью при появлении нового ребенка и переноса на него забот, ласк и т. п.

У детей школьного возраста наиболее серьезные конфликты, особенно для тех, которые не посещали детские учреждения, вызываются перестройкой домашнего жизненного стереотипа на новый стереотип жизни, оставление свободного режима игры и переход к режиму организованной учебной деятельности, при которой они должны ограничивать себя и подчинять свои желания, свои интересы и даже свои физиологические нужды определенному порядку.

Конфликт между требованиями учебного процесса и возможностями ребенка особенно силен бывает у детей с ограниченным интеллектуальным уровнем, с энцефалопатия ми и др. При таких ситуациях дети получают чувство неполноценности, которое еще более усугубляет, ухудшает их состояние. Перегрузка детей дополнительными требованиями - изучение иностранных языков, обучение музыке и т. д., особенно если они все это делают без удовольствия, является моментом, способствующим возникновению реактивных состояний. В школьном возрасте нередко возникают конфликты между педагогом и родителями ребенка, которые распространяются и на детей.

У детей в пубертатном возрасте чаще всего конфликты, способствующие возникновению психогенных реакций, связаны с гормональной перестройкой. Возникновение интересов к другому полу в этом возрасте нередко пересекается несоразмерным и быстрым ростом отдельных частей тела - акромегалические признаки, гинекомастия, увеличение массы тела и др., которые часто являются причиной насмешек и заставляют подростков изолироваться, заниматься самонаблюдением и остро переживать свои „недостатки". Чувство неуверенности в смешанном коллективе, где подростки вынуждены контактировать со сверстниками другого пола, иногда приводит к легкому покраснению, потению, дрожи и др., что воспринимается подростком как признаки неполноценности, вынуждая его переживать это и самоизолироваться. Другими моментами являются частые мастурбации, осуществляемые с сознанием, что это вредит собственному психическому здоровью, будущей мужской половой силе, нередко и неудовлетворенные стремления к дружбе с определенным лицом противоположного пола. Самооценка собственной зрелости и стремление подростков решать самим ряд своих и семейных вопросов приводит к конфликтам между родителями, между ними и детьми с вытекающими отсюда последствиями.

Общей особенностью детей, обусловливающей психогенные заболевания, являются функциональная незрелость коры больших полушарий, повышенная иррадиация возбуждения и торможения, слабость дифференциального и активного торможения, слабый тип высшей нервной деятельности, характерно-логические особенности, неправильное воспитание, общая астенизация организма, перенесенные в прошлом органические заболевания мозга.

Психогении обычно группируются в две большие группы: психогенные психозы и неврозы.

Психогенные психозы. Психогенное психомоторное возбуждение наступает при острой и внезапно воздействовавшей травме (пожар, землетрясение, катастрофы и др.), а у маленьких детей при сравнительно безобидных травмах: внезапное появление чужого человека, животного, вопль, ссора, сильный свист и т. д.

Клиника. Клинически психогенное двигательное возбуждение характеризуется вначале паническим страхом, сильным угнетением или помрачением сознания, иногда иллюзорно-галлюцинаторными переживаниями, бессмысленным хождением, беганием взад-вперед, чтобы спастись от „опасности". В некоторых случаях двигательное возбуждение может проявляться истероидными эпилептоподобными припадками или гиперкинезиями - тремор, тики, хореоподобными движениями. В этом состоянии наблюдаются множественные сосудисто-вегетативные расстройства - потение, побледнение, цианоз конечностей, ускорение пульса, нарушение сна, поносы, рвоты, тахикардия, брадикардия, коллапс. Острое двигательное возбуждение обычно продолжается несколько часов и редко несколько дней, после чего симптомы постепенно бледнеют и после известного периода продолжающейся астении наступает полное выздоровление.

Лечение. В острой стадии заболевания применяется седативная терапия (бром, андаксин, плегомазин, аминазин) в комбинации с сердечно-сосудистыми препаратами; вокруг больного соблюдается спокойствие, тишина, удлиненный сон, постельный режим. При этом не должно быть никаких разговоров о психотравматизирующей обстановке. В астеническом состоянии применяются общеукрепляющие средства: витамины, глюкоза, теплые ванны, щадящий режим, целенаправленные воспитательные меры, психотерапия. Наиболее трудно преодолеть ночное недержание мочи, заикание и тики.

Профилактика. Острые психогенные реакции являются серьезными заболеваниями, иногда с длительным протеканием и неблагоприятным исходом, что обязывает организовать ряд профилактических мероприятий. Маленьких детей следует оберегать от внезапных, остро возникающих звуковых раздражителей: крика, громких игр на музыкальных инструментах, громких передач по радио, телевизору, магнетофонных записей, использования усилителей. Особое внимание следует обращать и на более старших, но пугливых детей, не оставлять их одних дома, не водить в кино, цирк и на другие представления, вызывающие страх, не читать им „страшные" книги. Необходимо организовать соответствующий воспитательный режим, который бы обеспечил укрепление соматического и психического здоровья ребенка. Особенно противопоказно для таких детей как изнеживающее, так и суровое воспитание.

Психогенное двигательное угнетение (психогенный эмоциональный ступор). Клинически псехогенный ступор характеризуется сильными переживаниями страха, сужением или помрачением сознания, общим или частичным обездвиживанием, мутизмом, афонией, сурдомутизмом, амимией, астезией-абазией, монопарезами. Одновременно с этим наблюдается множество вегетативных расстройств - побледнение, цианоз, брадикардия, расстройства сна, общий местный гипергидроз.

Для маленьких детей более характерно общее двигательное угнетение, которое часто наступает внезапно в виде „оцепенения в определенной позе", ранее описанного как синдром „мнимой смерти".

У более старших детей на основе страховых и тревожных переживаний ступор может развиваться постепенно, охватывая отдельные участки двигательного анализатора или ограничиться каким-то двигательным органом или функцией (нога, рука, моторная речь и т. д.).

Развитие, лечение и профилактика психогенного ступора почти тождественны таковым при психогенном возбуждении.

Психогенная (реактивная) депрессия. Относится к подострым затянувшимся психогенным психозам. Возникает после продолжительно действующих психотравм или в определенный период после острой психотравмы, например, после переживаний, связанных с неуспехом, с провалом. Психогенная депрессия может наступить спустя несколько дней или недель, т. е. после известной внутренней „переработки" психотравмы.

У детей психогенные депрессии редки, но возможны. Чем старше становится ребенок, тем больше у него выражена ответственность перед семьей, перед коллективом, перед школой и, наконец, перед самим собой. Невозможность полноценно ответить требованиям, налагаемым ответственностью, и стремлениям ребенка быть исполнительным часто становится поводом к серьезным конфликтам, приводящим к состоянию депрессии.

У более младших детей частыми причинами возникновения депрессивных состояний являются неполадки в семье - ссоры, разводы, потеря близких, появление в семье мачехи или отчима. У более старших детей эти состояния связываются с отставанием в учебе, а у детей в пубертатном и юношеском возрасте они могут возникать на почве неудачных взаимосвязей и взаимопонимания со сверстниками противоположного пола или „непонимания меня, непризнания меня" со стороны семьи, приятельской среды, общества.

Психогенная депрессия у маленьких детей встречается редко и часто выражается только немотивированным страхом, расстройствами сна и аппетита, что иногда сопровождается заторможенностью двигательных реакций. У старших детей наблюдаются аффекты с выраженной тоской, связанной с обстановкой, травматизирующей психику, затруднение при исполнении повседневных обязанностей, головные боли, расстройства сна и аппетита. В отдельных случаях у детей в школьном возрасте депрессия может проявляться двигательным беспокойством, грубостью, непослушанием. Протекание психогенных депрессий находится в прямой зависимости от ситуации, вызвавшей психическую травму ребенка. При устранении ее депрессия обычно исчезает.

Лечение состоит в создании обстановки, в которой устраняется причина, вызвавшая психотравму, применении общеукрепляющих средств, обеспечении более продолжительного сна. Все это основные моменты лечения ребенка. При суицидных намерениях - клиническое лечение.

Психогенные параноидные и кататоноподобные проявления наблюдаются редко.

Клиническая педиатрия   Под редакцией проф. Бр. Братанова

 

Читайте также:

Маниакально-депрессивный   психоз у детей

Методы исследования личности. Начало

Методы исследования личности. Окончание

Неврозы

Обычно употребляемые наркотики

О значении бессознательного в психопатологии

Олигофрения

Поделиться или сохранить себе

Статьи
Лекарства
Безопасность лекарств

Рубрикатор по Мед2000.ru

Анализы

Акушерство

Аллергология

Андрология

Гастроэнтерология

Гематология

Гинекология

Дерматология

Диетология

Иглотерапия

Иммунология

Инфекции

Кардиология

Косметология

Неврология

Нефрология

Онкология

Оториноларингология (ЛОР)

Паразитология

Педиатрия

Психиатрия

Психология

Пульмонология

Ревматология

Сексология

Стоматология

Терапия

Урология

Фармакология

Хирургия

Эндокринология

Эпидемиология

Другие специальности

 

Энциклопедии

Вопросы и ответы

Анализы. Инфекции

Аллергии

Здоровый человек

Атопический дерматит

Секс

Термины

Материалы ВОЗ

Нетрадиционные методы

Сам себе 03

Прививки

Косметика

 

Лекарства

От А до Й

От К до Н

От О до С

От Т до Я

 

Психология

Рецепты

 

Врачу

Справочник врача

Научные статьи, тезисы, литобзоры, методички

Переводы

Скорая помощь

 

Рубрикатор: Анализы, Акушерство, Аллергология, Андрология, Гастроэнтерология, Гематология, Гинекология, Дерматология, Диетология, Иглотерапия, Иммунология, Инфекции, Кардиология, Косметология, Неврология, Нефрология, Онкология, Оториноларингология (ЛОР), Паразитология, Педиатрия, Психиатрия, Психология, Пульмонология, Ревматология, Сексология, Стоматология, Терапия, Урология, Фармакология, Хирургия, Эндокринология, Другие специальности:, Анестезиология Ангиология, Гепатология, Наркология, Нейрохирургия, Неонатология Ортопедия, Офтальмология, Проктология, Реаниматология, Травматология, Фтизиатрия,

Сайт Библиотека Здоровья - Большая медицинская библиотека - www.med2000.ru (до 1999г - www.gabr.org) создан в 1998 году

©Med2000.ru, Gabr.org

Правила копирования информации с сайта Мед2000 для использования в Интернет

Представленная на сайте информация не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации лечащего врача.

Страницу лучше просматривать при среднем размере шрифта