Мобильная версия сайта Библиотека Здоровья - Большая медицинская библиотека
Поиск по сайту
Спросить доктора
Дарим книги!
Библиотека Здоровья - Большая медицинская библиотека

Преобладающие психогенные невротические реакции

К. Цафаров

В детском возрасте часто наблюдаются психогенные невротические реакции, которые преобладают, а иногда и исчерпывают клиническую картину заболевания. В этих случаях некоторые авторы считают возможным, хотя и условно, говорить о моносимптомных неврозах. Однако при подобном исследовании этих детей отмечается наличие и других симптомов невроза, хотя и более общего характера и слабой выраженности, таких как раздражительность, утомляемость, плохой сон и т. д. Поэтому не следует выделять моносимптомные неврозы в самостоятельную форму. К преобладающим психогенным невротическим реакциям относится группа реакций с соматовегетативными расстройствами, расстройствами сна, двигательной деятельности, речи и наличием „реакций протеста".

ПСИХОГЕННЫЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ С СОМАТОВЕГЕТАТИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ („ОРГАННЫЕ НЕВРОЗЫ")

Психогенная (нейрогенная) анорексия. Наиболее частыми причинами этого страдания являются сильный испуг, неправильное кормление, изоляция ребенка от семьи, ревность к новорожденному брату или сестре, ошибки воспитания, насильственное кормление, кормление с рассказыванием сказок, запугиванием и др. Отсутствие аппетита у грудного ребенка и у маленьких детей проявляется отказом принимать пищу, при этом ребенок сжимает губы, отворачивает голову при попытке дать ему пищу, выплевывает ее, появляется рвота.

Anorexia mentalis у детей в пубертатном возрасте описывается как самостоятельный синдром также и под названием „истерическая анорексия", „психоэндокринная кахексия" в период полового развития. Она является особой формой затянувшегося реактивного состояния пубертатного периода.

Причинами являются обычно „слабые" по силе раздражители, травмирующие психику, например, шутливые замечания о том, что ребенок „очень потолстел".

Клиника. Отказ от еды с целью похудения, а не в связи с отсутствием аппетита. Дети постепенно уменьшают количество принимаемой пищи, игноируя, прежде всего, жирную пищу, затем пищу, содержащую белки, и, в конце концов, начинают питаться преимущественно малыми количествами углеводов - конфетами, мороженым, фруктами, сахаром. Страдающие этим недугом дети, иногда, кроме ограничения в еде, предпринимают дополнительные меры для похудания - физические напряжения, рвотные и очистительные средства. В отдельных случаях, чтобы выглядеть более худыми, они носят всегда более темную одежду и специальные резиновые пояса. Резкое снижение питания приводит к соматическому ослаблению и появлению признаков авитаминоза и дистрофических изменений. Вопреки соматическому ослаблению, дети длительное время остаются бодрыми, энергичными и исполняют спои школьные обязанности и общественные поручения. Этот синдром наблюдается преимущественно у девочек и имеет затяжное течение - до 1-2-х лет, а иногда и более.

Нозологический характер синдрома дискутабелен. Одни авторы рассматривают его как затянувшуюся невротическую реакцию, другие, как психопатическую, третьи связывают его с эндокринной перестройкой и нарушениями в гипофизарно-диэнцефалической системе. В ряде случаев психогенная анорексия в пубертатном возрасте рассматривается как начальный этап шизофрении или меланхолическая фаза маниакально-депрессивного психоза.

Лечение. У маленьких детей необходимо выяснить причину анорексин и при возможности устранить психотравму: установить контакт с близкими по вопросу травмирующих моментов, ввести систематический щадящий режим питания. При упорных случаях потери аппетита рекомендуется определить ребенка в детский коллектив, где дети едят с аппетитом.

При лечении анорексии пубертатного возраста следует попытаться рассмотреть синдром в аспекте данной нозологической единицы. Если речь идет о затянувшемся невротическом синдроме, необходимы психотерапия и убеждеие; при усугублении заболевания, резком похудании - лечение в психиатрической клинике инсулином, пиротерапией аминазином.

Психогенная (невротическая) рвота и тошнота (привычная рвота). Рвота „по привычке" обычно связана с потерей аппетита и возникает при подобных же условиях. Сопутствующей причиной рвоты по привычке могут быть безвкусная пища с неприятным для ребенка запахом, а также и ситуации, напоминающие ему об этой пище. Первично рвота наблюдается у детей раннего школьного возраста при нежелании идти в школу, а также и при других отягченных для них ситуаций.

Психогенные (неврогенные) поносы и запоры. Наблюдаются преимущественно у маленьких детей после внезапного испуга или у детей в начале поступления в школу, трудно приспосабливающихся к учебному процессу.

Encocrrsis. Дневные и ночные недержания кала наблюдаются при органических поражениях сфинктера, у детей с психопатической конституцией, как невротический синдром, представляющий собой реакцию протеста.

Enursis nocturna. Этиология разнообразна: наследственное предрасположение, аномалии развития мочевых путей, нарушения периферической и центральной регуляции, психогенные факторы, различные заболевания (эпилепсия, шизофрения, эндокринные заболевания, а также болезни, при которых нарушается водно-солевой обмен, диабет и др.). Психическая травма как причина ночного недержания мочи может быть внезапной и сильной - испуг, или более слабой и более продолжительной. У детей ночное недержание мочи возникает часто при помещении их в детские ясли или детский сад, при неблагоприятной семейной ситуации - частые скандалы, развод, приход мачехи, отчима, а также и при поступлении в школу.

Патогенез. Расстройства регуляции на всех уровнях - от коры головного мозга через подкорку и спинной мозг до периферической иннервации мочевого пузыря в сложной системе безусловного рефлекса мочеиспускания. Разнообразная этиология и сложные патогенетические механизмы ведут к необходимости при постановке диагноза такого невроза - enuresis nocturna, проводить серьезные исследования и дифференциально-диагностическое обсуждение в отношении эпилепсии, шизофрении, эндокринопатин и др. Только тогда следует приступать к лечению.

Лечение психогенной формы ночного недержания мочи заключается в устранении или хотя бы временном удалении ребенка из психотравматизирующей обстановки, урегулировании сна - при поверхностном сне назначаются снотворные, при глубоком - средства, повышающие тонус симпатической нервой системы (малые дозы эфедрина в вечернее время). Необходимо создать уверенность у ребенка в возможность полного его выздоровления, пресечь обидные замечания и запугивания ребенка в отношении его дефекта (он и сам страдает от этого). Хорошо действуют тонизирующие и общеукрепляющие средства. Популярностью пользуется схема лечения enuresis nocturna по Н. И. Красногородскому при соответствующем режиме питания с ограничением жидкостей в вечернее время.

Нервный кашель - возникает после перенесенного коклюша, трахеотомии или другого заболевания дыхательных путей у впечатлительных и возбудимых детей, при тревожном ожидании и неприятных ситуациях. Кашель сухой, лающего характера и, как правило, сопровождается посинением, побледнением и рвотой. Наблюдается также у детей, нежелающих посещать школу, особенно утром, перед тем как идти в школу.

Лечение. Психотерапия, физкультура, общеукрепляющие средства, аминазин 25-50 мг в день.

ПСИХОГЕННЫЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ, ВЫРАЖАЮЩИЕСЯ РАССТРОЙСТВАМИ СНА

Ночной страх (pavor nocturnus infantum in somno).

Этиология. Сильные переживания, травматизирующие психику (пожар, скандал, нападение собаки и пр.), особенно если событие происходит вечером или при пробуждении ребенка, чтение, рассказывание, прослушивание по радио или просмотр по телевизору страшных эпизодов перед сном. Ночные страхи возникают более часто у соматично-астенизированных детей и у детей с особой характерологической структурой - „пассивно-впечатлительных" или „астенично возбудимых".

Клиника. Клинически ночной страх проявляется в том, что ребенок во время спокойного сна внезапно вскрикивает, стонет или плачет, приподнимается, пытается встать или поворачивается в постели, глаза его открыты, выражают страх и ужас. Одновременно ребенок покрывается потом, дыхание учащается, появляется тремор. Иногда он произносит отдельные слова или производит движения с целью устранить то, что пугает его, не узнает своих близких, сознание его сильно сужено. Вскоре он пробуждается полностью или без пробуждения успокаивается и засыпает. Характерно то, что эти приступы ночного страха появляются обычно через час-полтора после засыпания. Непосредственными поводами повторения или учащения приступов страха являются инфекционные и другие соматические заболевания, астенизирующие организм.

Невротические ночные приступы страха и сомнамбулизм отличаются от эпилептических приступов большим драматизмом, разнообразием, пониманием переживаемого, урежением и исчезновением при достаточно хорошем физическом и психическом развитии. Страхи и сомнамбулизм эпилептического характера отличаются строгой пароксизмальностью, периодичностью, однообразием приступа, причем у маленьких детей они часто сочетаются с эпилептическими кризисами; с течением времени проявляются и другие признаки эпилепсии.

Лечение. Заключается в регулировании и углублении сна с помощью снотворных, физиопроцедур, правильного режима жизни.

ПСИХОГЕННЫЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ, ПРОТЕКАЮЩИЕ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧИ

Психогенный мутизм. Наблюдаются две клинические разновидности - тотальный и элективный (выборочный) мутизм. Тотальный мутизм наблюдается при острых аффективных реакциях и позже может перейти в элективный мутизм, т. е. ребенок начинает говорить, например, только с матерью. Элективный мутизм может возникнуть у маленьких детей как невротическая реакция, например, если отец часто ругает ребенка, он перестает говорить с отцом.

Афония. Беззвучная речь - наблюдается при аффективных шоковых реакциях.

Заикание (логоневроз). Возникает под влиянием острых или слабых, но продолжительно действующих психотравмах преимущественно у астеничных детей дошкольного возраста. В основе заикания лежит спазм речевой мускулатуры, сопровождаемый часто спазмами других мышечных групп.

Клиника. Заикание может быть тоническим, клоническим и клонико-тоническим. У таких детей параллельно с заиканием наблюдаются и другие признаки невроза - повышенная возбудимость, раздражительность, Пугливость, отсутствие аппетита, расстройство сна. Напряжение, связанное с заиканием, ведет к вторичной неврологической симптоматике, выражающейся в угнетении, раздражительности, злобе, аффективных взрывах, неуверенности в себе, самоизоляции.

Заикание может быть проявлением подражания, черепно-мозговых травм и других органических мозговых повреждений.

Течение. Заикание - это один из упорных синдромов при неврозах со склонностью к рецидивам.

Лечение. Речевые расстройства необходимо своевременно лечить, так как, с одной стороны, они повторно невротизируют детей, а, с другой, отражаются неблагоприятно на дальнейшем психическом развитии детей. При острой форме расстройства, включительно и при заикании, необходимо обеспечить спокойную обстановку, постельный режим, общеукрепляющие и тонизирующие медикаменты.

При затянувшемся заикании - своевременное обращение за логопедической помощью.

ПСИХОГЕННЫЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ, ПРОТЕКАЮЩИЕ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Синдром двигательного облегчения. Возникает под влиянием продолжительно действующих психотравматизирующих факторов, вызывающих перенапряжение преимущественно у астенических детей дошкольного и раннего школьного возраста. Дети с двигательной облегченностью неспокойны, суетливы, импульсивны, совершают множество суетливых движений - непрерывно вертят концы халата и т. д. Одновременно с этим наблюдаются и вегетативные расстройства - гипергидроз, покраснение, побледнение. Синдром двигательного облегчения, кроме психогенных состояний, наблюдается и при органических поражениях мозга.

Тики. Этиология. Острые и продолжительно действующие психические травмы, как подражание взрослым или приятелям. Чаще наблюдается у детей с психастенической структурой личности, со склонностью к навязчивым действиям, с переживаниями страха, мнительностью, нерешительностью.

Клиника. Тики возникают обычно в возрасте между 3-я и 7-ью годами. Они представляют собой непроизвольные движения группы мышц, напоминающие защитные действия. Чаще всего это мигательные движения, подергивания лицевой мускулатуры, легкие повороты головы или наклоны, отрывистые дыхательно-звуковые движения - покашливание, цокание.

Дифференциация должна проводиться между хореоподобными гиперкинезами и навязчивыми действиями. Первые отличаются от Тикоподобных гиперкинезов тем, что не могут сознательно прерываться и возобновляться.

Течение. Тики наблюдаются продолжительное время, отличаются склонностью к профилированию, рецидивированию и прогрессированию.

Лечение: общеуспокаивающие (тиоридазин), гидротерапия, электротерапия, трудотерапия, психотерапия - в бодрствующем и гипнотическом состоянии.

Навязчивые действия. По своему характеру они более сложные - вращения вокруг себя, подскакивания, манипуляции с предметами, стучание по столу, плевание или произнесение „значимых" слов, кратких фраз, придавая всему этому ритуальный, защитный характер. Ритуальные движения больные переживают как необходимые элементы адаптации. К навязчивым действиям относится привычка грызть ногти и вырывать волосы.

Онихофагия - навязчивость, выражающаяся в том, что ребенок грызет ногти. Возникает у легко возбудимых детей, обычно в возрасте от 7 до 9 лет. Со временем онихофагия спонтанно исчезает, но иногда сохраняется и до более позднего возрастного периода.

Трихотиломания. Навязчивое и непреодолимое влечение к выдергиванию волос, обыкновенно на голове, о возможно и на других местах, например бровей. При проглатывании выдернутых волос имеет место трихофагия. В желудке таких детей иногда образуются комки из полос, напоминающих опухолеобразную массу (трихобезуар).

Лечение. Онихофагия и трихотиломания относятся чаще всего к плохим привычкам и не нуждаются в специальном лечении. Необходимо, однако, подчеркнуть, что замечания, напоминания, наблюдения не только не помогают, но еще более невротизируют ребенка и поэтому окружающие близкие должны делать вид, что не замечают у ребенка этого плохого навыка.

ПСИХОГЕННЫЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ, ВЫРАЖАЮЩИЕСЯ В ПРОТЕСТЕ („РЕАКЦИИ ПРОТЕСТА")

Психогенные реакции подобного типа наблюдаются только у детей и юношей. Они не имеют специфической клинической картины, и почти все характерные для детского возраста психогенные синдромы могут проявляться по своей сущности как „реакции протеста". Их описывают и как „своеобразные расстройства" поведения - от обычного непослушания до грубых антисоциальных проявлений, которые значительно расширяют границы реакций протеста. К реакциям протеста психогенного характера следует отнести только тс, которые мешают ребенку адаптироваться к требованиям окружающей среды.

Наиболее частыми причинами возникновения психогенных реакций протеста являются следующие: затруднения в школе и семейные неблагополучия - частые недоразумения в семье, разводы, появление мачехи или отчима, усыновление.

Различают две группы реакций протеста - пассивные и активные. Пассивные - проявляются в виде элективного мутизма, анорексии, рвот, запоров, ночного недержания мочи, непроизвольных дефекаций, кашля. Для квалифицирования указанных синдромов как „реакции протеста" необходимо выяснить причины, которые ведут к подобным реакциям („чтобы наказать маму", „потому что мама теперь меня не любит").

Активные реакции протеста более часты и разнообразны. К ним относятся так наз. „взрывные реакции гнева и агрессивные действия к окружающим". Эти виды реакций протеста начинаются непосредственно после неисполнения какого-то желания ребенка и протекают бурно. У самых маленьких детей такая реакция может проявиться в виде аффективно-респираторной судороги, у старших детей дошкольного возраста - в том, что ребенок может раскричаться, расплакаться, лечь на пол, бить ногами, царапаться, драться, бросаться; у детей препубертатного возраста иногда наблюдаются разрушительные действия в отношении предметов, животных, людей. В отдельных случаях протест может проявиться позднее в агрессии по отношению к виновнику. У более старших детей может проявиться физическая агрессия, направленная на „виновника", а у более младших и более слабых детей такая реакция может быть направлена на их вещи - режут на мелкие кусочки одежду, обувь, и выбрасывают их.

Наиболее яркое проявление реакции протеста можно видеть в „патологически агрессивном поведении". Ребенок в таком состоянии непослушен, упорен, груб, дерзок, агрессивен, все делает с целью озлобить, обидеть; все его поведение носит протестующий характер. У школьников реакция протеста выражается в отказе приготовить уроки и ответить на вопросы, чтобы получить плохую отметку, несистематическом посещении школы или специальном пропуске. В других случаях реакция протеста проявляется в виде истерических припадков, когда ребенок не получает удовлетворения па свои просьбы или когда преследует какую-то определенную цель.

При оценке данной реакции как „протеста" необходимо хорошо выяснить причины и мотивировку проявлений подобных реакций.

Лечение состоит в устранении причины или изолировании ребенка от травматизирующей среды, использовании психотерапевтических средств.

ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА, НАСТУПАЮЩИЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ

Неблагоприятные условия воспитания ребенка можно разделить на две группы: ошибки воспитания и неблагоприятная обстановка (среда) воспитания. Все это приводит к эмоциональному перенапряжению и истощению нервной системы, включительно до особых извращенных механизмов адаптации к среде, до затянувшихся реактивных состояний, проявляющихся как особенности характера.

Ошибки воспитания. Воспитание ребенка сложный, продолжительный и трудный процесс, который должен способствовать формированию свободной, гармонически развитой личности, стремящейся к высоким общественным обязанностям, целям и достижениям. Наиболее частые ошибки воспитания, вызывающие характерологические изменения личности, следующие: а) воспитание по типу „кумира семейства"; б) воспитание в условиях чрезмерной строгости, контроля и наказания; в) запущенное воспитание.

Воспитание по типу „кумир семейства". Это изнеживающее воспитание, при котором, с одной стороны, проявляется излишняя забота о ребенке, а с другой - непрерывное подчеркивание и переоценка его качеств и способностей. Чрезмерная забота и обслуживание ребенка формируют у него такие отрицательные качества, как лень, капризность, зависимость, несамостоятельность и невозможность преодолевать даже небольшие трудности в повседневной жизни. Непрерывное подчеркивание и переоценка его физических и духовных качеств в его присутствии - „самый красивый", „самый умный", будущий „великий музыкант, художник, ученый, гений, защитник и продолжатель чести и славы рода", формируют и закрепляют у ребенка такие качества как эгоцентризм, эгоизм, стремление быть всегда в центре внимания. Такому ошибочному воспитанию подвергаются лети, которые чаще всего являются единственными в семействе, в нескольких родственных семьях и самые младшие в семье.

Воспитание в условиях чрезвычайной строгости, контроля и наказания. Такое воспитание убивает у детей уверенность, инициативу и сильно ограничивает их свободу. Такие дети всегда напряжены, подозрительны, неуверены, несамостоятельны, пугливы, беззащитны. Постоянный страх контроля, наказания и замечаний заставлает их избегать жизнерадостных детских коллективов, они стремятся играть сами и не ищут общения с окружающими. Такие качества развиваются и у детей при непоследовательном, впадающем и обе крайности воспитательных воздействиях.

Лечение состоит в устранении психотравматизирующих факторов и помещении ребенка в условия санатория, организации педагогического воздействия с целью коррекции поведения - воспитание и укрепление активного торможения у агрессивно-возбудимых детей, воспитании в направлении развития качеств инициативности, уверенности у детей с пассивно-защитными реакциями, преодолении представлений у ребенка о его „исключительности" и включении его в коллектив при наличии инфантильных особенностей характера. Обязательна и педагогическая работа с семейством с целью уравновешивания взаимоотношений членов семьи с ребенком. Лекарственные средства - успокаивающие для „агрессивных, возбудимых" и тонизирующие для „пассивных и астенизированных". Однако необходимо подчеркнуть, что лекарственные средства без педагогических воздействий не могут обеспечить необходимый эффект.

Клиническая педиатрия   Под редакцией проф. Бр. Братанова

Читайте также:

Алкоголизм

Алкоголизм (М.А. Шукит)

Алкоголь и алкоголизм

Антипсихотические, или нейролептические, препараты

Бессознательное

Большие аффективные расстройства

Возраст и психические заболевания у детей

Поделиться или сохранить себе

Статьи
Лекарства
Безопасность лекарств

Рубрикатор по Мед2000.ru

Анализы

Акушерство

Аллергология

Андрология

Гастроэнтерология

Гематология

Гинекология

Дерматология

Диетология

Иглотерапия

Иммунология

Инфекции

Кардиология

Косметология

Неврология

Нефрология

Онкология

Оториноларингология (ЛОР)

Паразитология

Педиатрия

Психиатрия

Психология

Пульмонология

Ревматология

Сексология

Стоматология

Терапия

Урология

Фармакология

Хирургия

Эндокринология

Эпидемиология

Другие специальности

 

Энциклопедии

Вопросы и ответы

Анализы. Инфекции

Аллергии

Здоровый человек

Атопический дерматит

Секс

Термины

Материалы ВОЗ

Нетрадиционные методы

Сам себе 03

Прививки

Косметика

 

Лекарства

От А до Й

От К до Н

От О до С

От Т до Я

 

Психология

Рецепты

 

Врачу

Справочник врача

Научные статьи, тезисы, литобзоры, методички

Переводы

Скорая помощь

 

Рубрикатор: Анализы, Акушерство, Аллергология, Андрология, Гастроэнтерология, Гематология, Гинекология, Дерматология, Диетология, Иглотерапия, Иммунология, Инфекции, Кардиология, Косметология, Неврология, Нефрология, Онкология, Оториноларингология (ЛОР), Паразитология, Педиатрия, Психиатрия, Психология, Пульмонология, Ревматология, Сексология, Стоматология, Терапия, Урология, Фармакология, Хирургия, Эндокринология, Другие специальности:, Анестезиология Ангиология, Гепатология, Наркология, Нейрохирургия, Неонатология Ортопедия, Офтальмология, Проктология, Реаниматология, Травматология, Фтизиатрия,

Сайт Библиотека Здоровья - Большая медицинская библиотека - www.med2000.ru (до 1999г - www.gabr.org) создан в 1998 году

©Med2000.ru, Gabr.org

Правила копирования информации с сайта Мед2000 для использования в Интернет

Представленная на сайте информация не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации лечащего врача.

Страницу лучше просматривать при среднем размере шрифта