Мобильная версия сайта Библиотека Здоровья - Большая медицинская библиотека
Поиск по сайту
Спросить доктора
Дарим книги!
Библиотека Здоровья - Большая медицинская библиотека

Уход за ребенком. Здоровье ребенка от 0 до 3 лет

 Андрей Соколов, врач-педиатр

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Кариес. Уход за зубами.

Когда у ребенка появится первый зуб, родителям нужно будет следить за состоянием этого зуба и всех последующих. Чем раньше вы начнете чистить ребенку зубы, тем лучше.

Для того, чтобы почистить зубы совсем маленькому ребенку существует специальные насадки на палец, салфетки. Но если вам не жалко себя и ребенка, можете пользоваться зубной щеткой.

Важно помнить, что первыми признаками кариеса являются вовсе не чернота или коричневый цвет зубов, а белые, матовые отложения, выделяющиеся на фоне глянцевой поверхности белого зуба. Если вы заметили такое пятнышко, то нужно идти к стоматологу, который назначит специальные зубные лекарства, которыми вы будете мазать зубы ребенка и сможете спасти его от вмешательства бормашины.

Сон

Когда ребенок рождается, для него совершенно нормально спать почти круглые сутки. Тем не менее есть дети, которые с младенчества спят меньше, чем их сверстники. Как же тогда понять, высыпается ли ребенок, нормальный ли у него сон и не стоит ли бежать к врачу? Если ребенок до года просыпается вялым, капризничает, отказывается от еды, то что-то не в порядке и надо посоветоваться с врачом. Если же ребенок просыпается веселым, активным, энергично двигает ручками, ножками, улыбается, проявляет интерес к окружающему его миру,  то даже если он спит значительно меньше своих сверстников, с ним все в порядке.

Если ребенок более старшего возраста (детсадовского, школьного) просыпается вялым, то надо думать о том, что его режим неправильный и родителям стоит класть ребенка спать чуть раньше, а дополнительную нагрузку в виде секций, музыкальной школы, студий танцев и прочего уменьшить. Если же родителям очень хочется дать ребенку дополнительное образование и развитие, то надо стараться делать его разнообразным. Например, музыкальная школа и футбол, художественная студия и бассейн, танцы и английский. Чтобы сидячая нагрузка, интеллектуальная нагрузка чередовалась с физическим развитием. Если же ребенок абсолютно равнодушен к спорту, то надо хотя бы из одной интеллектуальной студии в другую пару лишних километров пройти пешком. Если же ребенок равнодушен к интеллектуальным занятиям, то в этом нет никакой опасности для его здоровья, и вопрос посещения уроков английского - это вопрос воспитания, а не медицины.

Очень часто мам новорожденных пугает, что ребенок во сне вздрагивает, ворочается, издает звуки, но скорее всего в этом случае нет никакой опасности и повода обратиться к врачу. Дело в том, что ребенок не кукла, и во сне у него происходят такие же процессы, как у взрослого человека. Ему могут сниться сны, напрягаться и расслабляться мышцы, но если мама все-таки взволнована поведением ребенка во сне, то от консультации с врачом, ребенку в любом случае хуже не будет.

Чтобы ребенок ночью спал подольше, в возрасте до года, но когда ему в рацион уже введены каши, можно вместо молочка или пюре на ночь дать кашу. Для ребенка это не принципиально, но маме позволит чуть лучше выспаться. После года, когда ребенок уже ползает всюду, ходит повсюду, все пробует на ощупь и на вкус, рано или поздно он может съесть некую грязь, в которой будут яйца паразитов (яйца глистов или цисты простейших). Превратившись в организме ребенка в живые активные формы, глисты и простейшие могут создавать болевые ощущения, что будет влиять на качество сна. Как правило, это встречается от года до трех, реже до семи лет.

Яйца и цисты очень малы, их невозможно заметить иначе, как в микроскоп. Принести в дом их могут как животные, так и родители на своих ботинках, руках, одежде. Единственный способ попытаться уберечься от заражения ребенка глистами, это не ползать в прихожей, мыть руки после прогулок и перед едой. Причем, как ребенку, так и взрослому.

Чистота и грязь

Раз уж мы заговорили о чистоте, то стоит вспомнить о том, что некоторые родители кипятят и проглаживают для младенцев пеленки и ползунки. В этом нет ничего плохого, если это делается в месяц, два, три, но к счастью, есть такое качество, как лень. И рано или поздно у родителей кончаются силы или им надоедает гладить и кипятить пеленки.

Почему важно в какой-то момент перестать сильно волноваться по поводу грязи, окружающей малыша? Потому что иммунная система, также как и мышцы, также как ферментативные системы ребенка тренируются. Когда ребенок был в животике, его иммунная система почти не подвергалась никаким внешним воздействиям. Когда ребенок появляется на свет, то на его кожу и остальные части тела и органы начинают оказывать влияние микробы внешней среды. Эти микробы бывают безвредными, бывают опасными и, когда мама кипятит пеленки и проглаживает их, она минимизирует количество микробов, соприкасающихся с ребенком. Но чтобы иммунная система тренировалась, нагрузку на нее надо увеличивать, иначе в какой-то момент, ребенок окажется в грязном месте и нетренированный организм надорвется. Фактически тренировка возникает сама собой, когда сначала мама кипятит и гладит пеленки, потом, например, только гладит, потом пускает ребенка на родительскую кровать, потом в манеж. Потом ребенок начинает облизывать игрушки, потом все окружающие предметы, потом начинает ползать и засовывать грязные пальцы в рот. Важно, что все это происходит постепенно.

Таким образом, вопрос чистоты - это не вопрос создания вокруг ребенка стерильности, а вопрос тренировки у ребенка нечувствительности к грязи. Разумеется тренировать надо до определенной степени, не забывая о разумных гигиенических мерах, таких, как мытье рук, купание, стрижка ногтей, навыки общения с внешним миром, которые проявляются например в том, что не надо засовывать в рот уличные игрушки, землю, камни и прочую грязь.

Надо обратить внимание, что если ребенок упорно продолжает есть землю, мел, то это может быть симптомом заболевания и надо обратиться к врачу.

К таким же симптомам, как поедание земли относится такое шокирующее зрелище, как ребенок, который пьет воду из унитаза. Это тоже симптом заболевания, с которым необходимо обратиться к врачу эндокринологу.

Передвижение

Когда в семье появляется малыш, один из первых вопросов, который стоит перед родителями - вопрос транспортировки. Гулять с ребенком удобнее в коляске. Некоторые мамы предпочитают переносить ребенка или гулять с ним, используя слинги. Данный способ следует скорее отнести к вопросам моды, чем к вопросу здоровья. Дело в том, что слинги были изобретены вовсе не в 20 веке, а гораздо раньше, задолго до колясок. И когда появилось удобное средство передвижения в виде коляски, которую не надо носить, у которой есть багажный отсек, крыша, про способ переноса ребенка в слингах, люди забыли. Если посмотреть на картины художников 18 - 19 веков, то можно увидеть крестьянок, у которых на перевязи спереди, под грудью, как в гамаке, лежит ребенок, что по сути является прообразом слинга. В отличие от коляски, слинги - более опасный способ транспортировки ребенка. В коляске ребенок лежит, а  вслинге мама, не зная вопросов безопасности, может придать ребенку, не умеющему сидеть, сидячее положение с вертикальной нагрузкой на неокрепший позвоночник. Кроме того, поскользнувшись, можно упасть на ребенка в слинге, неловко повернувшись, ударить его. От всех этих неожиданностей коляска защищает лучше, чем слинг, и создает дополнительный комфорт для мамы. Слинг можно использовать дома в том случае, если ребенка, например, трудно укачать на руках. Правда, и укачивать проще в коляске.

При обращении с коляской, в которой можно укачивать ребенка и дома, тоже следует соблюдать определенные меры безопасности. Первое из них - коляску с ребенком нельзя оставлять без присмотра. Надо помнить, что если ребенок не находится в поле вашего зрения, в коляске, вне манежа, вне зарешеченной кроватки, то с ним может случиться все, что угодно. Это относится и к детям до года, и к детям дошкольного возраста. Поэтому также как руки водителя должны быть на руле, руки мамы должны всегда быть на ручке коляски. Банальностью будет писать о том, что переходить дорогу нужно на зеленый сигнал светофора, тем не менее, как не странно, мамы часто об этом забывают. К этим же мерам безопасности следует отнести передвижение на лифте и по лестнице с коляской. По лестнице коляска едет отдельно, малыш отдельно - у мамы на руках. В противном случае он может вывалиться, коляска может поехать отдельно от мамы. В лифт с коляской лучше заходить держа ребенка на руках. Тем не менее, если это затруднительно, то сначала в лифт входит взрослый, потом въезжает коляска. Выходить из лифта надо в обратной последовательности - сначала коляска, потом родитель. Эти правила распространяются на передвижение с детьми вплоть до 10 возраста. Заходить в лифт должен сначала взрослый, потом ребенок, выходить из лифта первым должен ребенок, потом взрослый. Это нужно, чтобы ребенок не остался в лифте один, не испугался. Не потерялся, не оказался в шахте лифта.

Когда ребенок научится самостоятельно и долго сидеть, с ним можно передвигаться в сидячей коляске, правила обращения с которой точно такие же, как и с коляской для новорожденного. С дополнением про ремни безопасности - в сидячей коляске ребенка надо пристегивать.

Когда ребенок, научится ходить, его поджидает новая опасность - родители в целях безопасности стараются вести ребенка за руку, и это абсолютно правильное поведение. Но если ребенок поскользнулся, то часто родители, желая предотвратить падения и травмы, резко и сильно дергают ребенка за руку. Типичной травмой в такой ситуации является вывих руки. Как этого избежать? Важно помнить, что падение ребенка с высоты его собственного роста крайне редко приводят к серьезным травмам, и вы держите ребенка за руку на улице только для того, чтобы контролировать его порывы броситься под машину, стукнуться об угол, погладить бродячую собаку. Следовательно, вы лишь придерживаете ручку ребенка и, если эта ручка начинает куда-то ускользать, вы ее сжимаете крепче, предотвращая, таким образом, травмы от падения, попадания под машину и другие, перечисленные выше, неприятности. То есть, в случае, когда вы держите ребенка за руку, ваша задача - страховать, а не тянуть. Точно также, когда ребенок начинает всюду лазить, вам следует быть рядом и страховать ребенка. Самое сложное в этом случае - это необходимость контролировать, как ребенка, так и себя. Нет ничего проще - постоянно держать ребенка за руки, за ноги, за куртку, когда он лезет на лестницу или горку, но этим вы замедляете его физическое развитие. Страховать ребенка, который куда-то полез, нужно на небольшом расстоянии, то есть ваша задача - поймать ребенка, если он свалится. А из этого следует, что когда вы гуляете с ребенком на детской площадке, нужно не сидеть на лавочке рядом с другими мамами, а находиться рядом с ребенком, подстраховывая его от возможного падения.

Зрение и слух

Дети рождаются на свет с несколько иным зрением, чем у взрослых. Их зрение по своим характеристикам ближе к зрению пожилых людей, когда вдаль дети видят более или менее хорошо, а близкие предметы расплываются и оказываются вне фокуса. Это называется дальнозоркость. По мере роста ребенка, данное состояние проходит.

Поскольку мы говорим о здоровых детях, то соответственно, мы рассматриваем только те случаи, когда ребенок нормально и слышит, и видит. Ребенок с рождения слышит звуки и имеет полное право на них реагировать. Более того, у младенцев реакция на звук позволяет судить о нормальном состоянии слухового аппарата. Ребенок имеет право вздрагивать на громкий звук, поворачиваться в сторону источника шума, и это начинается вскоре после рождения. Когда мы говорим о слухе, мы тем самым, говорим о развитии речи ребенка. Чем больше вы с ребенком разговариваете нормальным взрослым языком без сюсюканья, тем раньше у ребенка разовьется речь. И разовьется правильно, без картавости и шепелявости. Однако, если при этом вы говорите быстро, то ребенок будет не успевать запоминать звуки и слова, что приведет к тому, что правильная речь ребенка может развиться значительно позже, чем у сверстников.

Общаясь с ребенком, ни в чем не следует спешить, нигде не делать резких движений. Ритм ребенка значительно медленнее, чем ритм взрослого, наверное, отчасти этим объясняется то, что дети любят общаться с пожилыми людьми, ритм жизни которых им значительно ближе в младенческом возрасте, чем ритм  взрослых.

Для максимальной пользы в развитии малыша, предотвращении травм, родителям надо ограничивать свои порывы, ритм речи, жесты. Можно сказать, вести себя несколько заторможено. Быстрота реакции важна только в том случае, если нужно поймать падающего ребенка.

В самом начале общения с ребенком будет вовсе не лишним, если вы будете какие-то слова произносить для него по слогам. Простейшим примером в данном случае может  быть произнесение по слогам слов мама и папа. Поскольку такое обучение является пассивным, а начнете вы его значительно раньше, чем ребенок сможет повторить, то вам будет казаться очень долгим, что ребенок никак не может выговорить «мама, папа». Тем не менее, это неминуемо произойдет, вам надо только терпеливо ждать.

Если вы заметили, что речь вашего ребенка отстает от речи сверстников в возрасте 1 - 1,5 года, то стоит заглянуть к врачу невропатологу и психологу. Возможно, отвести ребенка на занятия в студию для развития малышей.

Движение.

Двигаться ребенок начинает еще в животике у мамы, что всем известно. Но движения ребенка в животике в основном безопасные. Когда же ребенок рождается, то первое его движение, которому, как правило, родители радуются, может стать для него первой опасностью, первой травмой. Речь идет о самостоятельном переворачивании ребенка с живота на спину и со спины на живот. Как правило, первый самостоятельный переворот ребенок совершает тогда, когда мамы нет рядом. Поэтому с рождения надо приучить себя не оставлять ребенка без присмотра на незащищенных поверхностях и даже под присмотром соблюдать некоторые меры безопасности. То есть, если мамы рядом нет, то ребенок должен находиться на полу, в манеже или в кроватке с поднятыми боковинами. Это нужно для того, чтобы ребенок в том случае, если перевернется, поползет, сядет и свалиться, сделал это со своей высоты, а не с высоты кровати, стола, лестницы. Если вы находитесь рядом с ребенком, например, на кровати, то располагать ребенка нужно в центре кровати. Если кровать прямоугольная, то ребенок должен быть расположен на ней не вдоль, а поперек.

Когда родители спят рядом с ребенком, им необходимо создать между собой и ребенком некоторое пространство, возможно, ограничив валиками не столько передвижение ребенка во сне, сколько свои передвижения. Бывают случаи, когда мама, покормив ребенка ночью, засыпает, и ребенок, уткнувшись в грудь носом и ртом, перестает получать воздух и задыхается.

Задохнуться ребенок может, уткнувшись лицом в подушку, валик, одеяло, поэтому даже когда вы ложитесь с ребенком спать, следует соблюдать меры предосторожности.

Когда ребенок начинает сидеть, у родителей есть искушение посадить ребенка в ходунки - этакий передвижной столик - кресло. С одной стороны, это позволяет маме на какое-то время отлучиться от ребенка, а с другой стороны - тормозит развитие ребенка. Когда ребенок может передвигаться, сидя в ходунках, то у него нет никакого стимула ходить, следовательно, его развитие задерживается. То, что ребенок сидит один, ограниченный столом, в безопасности с игрушками или с едой в таком кресле - столе, может привести к тому, что мама надолго оставит его без присмотра, занявшись домашними делами. Но слишком долгое нахождение ребенка в таком сидячем положении может негативно повлиять на его позвоночник, поэтому злоупотреблять ходунками не следует.

Если же ходунки без сидения под попу, то их использовать безопасно. Но это позже, когда ребенок научится ходить.

Также безопасными и даже полезными могут считаться ходунки, когда на ребенка, научившегося ходить, надевается сбруя и мама страхует его не на за руку, а за привязанные к его спине и подмышкам помочи. Такая страховка не мешает развитию ребенка, позволяет избежать травм, хотя выглядит и не столь эстетично - ребеночек на поводочке.

Когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, некоторых родителей беспокоит, как долго он может это делать без вреда для позвоночника. Ответ в данном случае очень простой - ребенок должен сидеть на ровной мягкой поверхности, сидящего ребенка нельзя обкладывать подушками, подкладывать подушки под спину, ребенок должен перейти из состояния сидя в состояние лежа в любой удобный ему момент, что неминуемо случиться, когда мышцы ребенка захотят изменить положение.

Когда ребенок начинает ходить, родителей часто волнует вопрос, как придерживать ребенка, можно ли ему стоять, держась за перильца кровати или манежа. Ответ - можно, если ребенок стоит самостоятельно и держится за кровать, стул, манеж, передвигается, придерживаясь за диван, он может делать это сколь угодно долго совершенно безопасно для развития своего организма.

Когда ребенок начинает ходить, родители могут помогать ему, придерживая за подмышки или за обе ручки. При этом важно. Чтобы руки родителя выполняли роль перил, за которые держится ребенок, а не роль поводка, на котором ребенок висит. То есть ручки ребенка, который держится за руки родителя, должны быть в несколько согнутом состоянии, это будет безопасно и полезно.

Как  мы уже говорили раньше, на прогулке, а также при использовании высоких поверхностей в доме, ребенка необходимо страховать. Когда же ребенок начнет осваивать двухколесный велосипед, ролики, скейт, необходимо с первых же дней приучить ребенка, что это средства передвижения требует дополнительной безопасности - шлема и защиты суставов.

Родителям сложно себе представить, насколько много травм, связанных с велосипедом, роликами, скейтом бывают у детей в практике врача травматолога. Им кажется, что ничего страшного, если ребенок ушел кататься на роликах без защиты. Тем не менее - это такое же грубое нарушение правил безопасности, как попытка перейти дорогу на красный свет. Если ребенок отказывается одевать защиту, следует запретить такое небезопасное развлечение.

Андрей Соколов, врач-педиатр

Читайте также:

Интервью педиатра Соколова на тв и радио

Интервью Соколова А.Л. телеканал НТВ программа Наше Все. Тема: Задержка развития. 12 мин.

Интервью Соколова А.Л. Телеканал ТДК, программа Наши дети. 27 минут. Тема Дисбактериоз.

Интервью Соколова А.Л. в программе Наши Дети на ТДК. 40 мин. Тема: Аллергия и псевдоаллергия.

Интервью Соколова А.Л. в программе Наше Все. 12 минут. Тема: Прогулка с малышом.

Интервью Соколова А.Л. в программе Наше Все. 11 минут. Тема: Безопасность ребенка дома.

Интервью Соколова А.Л. телеканал НТВ программа Наше Все. Тема: Кондиционер. 12 мин.

Интервью Соколова А.Л. телеканал ТДК программа Наши Дети. Тема: Атопический дерматит. 24 мин.

Интервью Соколова А.Л. телеканал ТДК программа Наши Дети. Тема: Прививки. 51 мин.

Интервью Соколова А.Л. телеканал ТДК программа Наши Дети. Тема: Стафилококк. 50 мин.

Интервью Соколова А.Л. телеканал ТДК программа Наши Дети. Тема: Колики. 44 мин.

Интервью Соколова А.Л. Тема - Дисбактериоз.

Интервью Соколова А.Л. Гигиена новорожденного. ТДК. Наши дети. 50 мин.

ТДК. Наши дети. Интервью Соколова А.Л. Введение прикорма

Анализы. Интервью для программы Неотложка на РСН

Новорожденные. Интервью для программы Неотложка на РСН

Лекции

Атопический дерматит, аллергия, диатез

Уход за ребенком. Здоровье ребенка от 0 до 3 лет Часть 1

Уход за ребенком. Здоровье ребенка от 0 до 3 лет Часть 2

Уход за ребенком. Здоровье ребенка от 0 до 3 лет Часть 3

Уход за ребенком. Здоровье ребенка от 0 до 3 лет Часть 4

Уход за ребенком. Здоровье ребенка от 0 до 3 лет Часть 5

Поделиться или сохранить себе

Статьи
Лекарства
Безопасность лекарств

Рубрикатор по Мед2000.ru

Анализы

Акушерство

Аллергология

Андрология

Гастроэнтерология

Гематология

Гинекология

Дерматология

Диетология

Иглотерапия

Иммунология

Инфекции

Кардиология

Косметология

Неврология

Нефрология

Онкология

Оториноларингология (ЛОР)

Паразитология

Педиатрия

Психиатрия

Психология

Пульмонология

Ревматология

Сексология

Стоматология

Терапия

Урология

Фармакология

Хирургия

Эндокринология

Эпидемиология

Другие специальности

 

Энциклопедии

Вопросы и ответы

Анализы. Инфекции

Аллергии

Здоровый человек

Атопический дерматит

Секс

Термины

Материалы ВОЗ

Нетрадиционные методы

Сам себе 03

Прививки

Косметика

 

Лекарства

От А до Й

От К до Н

От О до С

От Т до Я

 

Психология

Рецепты

 

Врачу

Справочник врача

Научные статьи, тезисы, литобзоры, методички

Переводы

Скорая помощь

 

Рубрикатор: Анализы, Акушерство, Аллергология, Андрология, Гастроэнтерология, Гематология, Гинекология, Дерматология, Диетология, Иглотерапия, Иммунология, Инфекции, Кардиология, Косметология, Неврология, Нефрология, Онкология, Оториноларингология (ЛОР), Паразитология, Педиатрия, Психиатрия, Психология, Пульмонология, Ревматология, Сексология, Стоматология, Терапия, Урология, Фармакология, Хирургия, Эндокринология, Другие специальности:, Анестезиология Ангиология, Гепатология, Наркология, Нейрохирургия, Неонатология Ортопедия, Офтальмология, Проктология, Реаниматология, Травматология, Фтизиатрия,

Сайт Библиотека Здоровья - Большая медицинская библиотека - www.med2000.ru (до 1999г - www.gabr.org) создан в 1998 году

©Med2000.ru, Gabr.org

Правила копирования информации с сайта Мед2000 для использования в Интернет

Представленная на сайте информация не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации лечащего врача.

Страницу лучше просматривать при среднем размере шрифта