Мобильная версия сайта Библиотека Здоровья - Большая медицинская библиотека
Поиск по сайту
Спросить доктора
Дарим книги!
Библиотека Здоровья - Большая медицинская библиотека

 

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЙ ГОМЕОСТАЗ И ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПРИ АКТИВНОЙ ОРТОСТАТИЧЕСКОЙ ПРОБЕ У ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

И.А. Берсенева, Е.Ю. Берсенев

Орехово-Зуевский педагогический институт, Московская область, Россия

“Клинические и физиологические аспекты ортостатических расстройств”

Вторая научно-практическая конференция г.Москва

Главный клинический госпиталь МВД РФ

Российский кардиологический научно-производственный комплекс МЗ РФ

Генеральный спонсор конференции - НТЦ “Медасс”

Введение.. Ортостатическая проба является одним из информативных методов выявления скрытых изменений со стороны сердечно-сосудистой системы и механизмов ее регуляции (3). Особенный интерес представляет применение ортостатического тестирования при скрининговых обследованиях школьников, поскольку с одной стороны важна простата и высокая информативность метода, с другой стороны проведение этой пробы может быть важным для выявления ранних гипертонических состояний у старших школьников, для оценки особенностей регуляции сердца при часто наблюдаемых у детей аритмиях, для суждения о состоянии вегетативной регуляции у детей с избыточным весом.(4).

Как известно, особенностью детского организма является то, что все его адаптивные реакции происходит на фоне относительно незаконченного морфогенеза в процессе функционального развития. Каждая возрастная группа имеет свои специфические структурно-функциональные особенности и знание этих особенностей является обязательным условием для оценки результатов любых исследований. Поскольку в настоящее время отсутствуют общепринятые критерии для оценки результатов ортостатического тестирования у школьников разного возраста, что в особенности касается данных о вариабельности сердечного ритма, то разработка этого вопроса представляет большой научный и практический интерес. Возможность включения в состав скрининговых исследований школьников активной ортостатической пробы для оценки сердечно-сосудистого гомеостаза и состояния регуляторных механизмов представляется весьма актуальной

Материал и методы. Материалом настоящей работы являются результаты исследований проведенных в трех школах: школе № 14 в г. Орехово-Зуево, Московской области и школах №118 и №232 г. Москвы. В каждой из этих школ были обследованы учащиеся 2-х, 6-х и 10-х классов. Общий объем исследований составил 156 человек. Все исследования проводились в первой половине дня во время уроков. Учащиеся по очереди вызывались с урока и после 10-15 минутного отдыха укладывались на кушетку, где в положении “лежа” проводилась 5-минутная регистрация электрокардиограммы (ЭКГ). Затем обследуемый ребенок по команде быстро переходил в положение “стоя” ( активная ортостатическая проба). Ренистрация ЭКГ продолжалось еще в течение 7 минут в положении “стоя”. Для записи ЭКГ использовалась специальные электроды-прищепки, которые устанавливались на верхних и нижних конечностях. Артериальное давление измерялось перед началом ортопробы в положении “лежа” и сразу же после перехода в вертикальное положение. Запись ЭКГ и анализ вариабельности сердечного ритма проводились с помощью серийно выпускаемого аппаратно-программного комплекса “Варикард” ( 6 ). При анализе динамических рядов кардиоинтервалов вычислялись следующие общепринятые показатели (1,2, 3, 8):: 1) SDNN, 2) RMSSD, 3) pNN50, 4) ИН - индекс напряжения регуляторных систем (1,3) , 5) HF,%, 6) LF,%, 7) VLF,%, 8) IC,- индекс централизации ( 1); 9)LFT период максимума в полосе низких частот; 10) VLFT- период максимума в полосе очень низких частот, 11) SHF, 12) SLF, 13) SVLF, 14) SLF/SHF.- отношение суммарных мощностей в полосах низких и очень низких частот. Кроме того по данным измерения ЧП (частоты пульса), САД и ДАД ( систолическое и диастолическое артериальное давление) в положениях “лежа” (л) и “стоя” (с) вычислялись два показателя - гомеостатический и адаптационный компоненты ортостатической реакции ( ГКО и АКО). Первый из них вычислялся по известной формуле, предложенной Б.П. Кушелевским :

ГКО = ЧПс/ЧПл * САДс / САДл * ДАДс / ДАДл;

Для вычисления АКО применялась формула, предложенная И.О. Тупициным ( 7 ):

АКО = ИНс/ИНл;

Статистическая обработки результатов исследований проводилась с использованием стандартной программы “Статистика” .

Результаты исследований. Из представленных на рис.1 данных хорошо видны возрастно-половые особенности регуляции середечно-сосудистого гомеостаза при ортостатической пробе. С возрастом и у мальчиков и у девочек прирост ДАД и ЧП увеличивается. Особенно выражен прирост ЧП у старших школьников. Возрастно-половые колебания прироста САД незначительны, лишь у старших девочек прирост САД при ортопробе резко падает... Представляет интерес также факт весьма существенного прироста ДАД у девочек среднего возраста..В этой связи следует

 Рис. 1 Средняя величина прироста САД, ДАД и ЧП при проведении ортостатической пробы у школьников (Возрастные группы : 1,4 - 7-9 лет; 2,5 - 11-13 лет; 3,6 - 15-17 лет)

 

обратить внимание на результаты комплексной оценки реакции системы кровообращения на ортопробу по показателю ГКО. Как следует из таблицы 1 у девочек 11-13 лет этот показатель повышен. Представленные данные также показывают, что у мальчиков всех школ с возрастом значения ГКО растут. Наиболее значимые возрастные различия отмечаются в школах №№14 и 232.

Еще более значимые возрастно-половые различия были получены по данным оценки АКО, который отражает суммарный эффект активации регуляторных механизмов в ответ на ортостатическую нагрузку. При рассмотрении таблицы 2 можно отметить большой диапазон вариаций между возрастными группами и разными школами. В целом у мальчиков имеется тенденция к увеличению реакции симпатической системы при ортопробе. Однако, достоверными являются только увеличения АКО у мальчиков 15-17 лет в школе 118 и увеличения ВР у мальчиков 11-13 лет в школе 232. У девочек разных школ возрастные изменения неоднозначны. В

Таблица 1.

Гомеостатический компонент ортостатической реакции сердечно-сосудистой системы (ГКО)

 

Возрастно-половые группы

Школа 14

Школа 118

Школа 232

Мальчики 7- 9 лет

1,21± 0,04

1,28± 0,04

1,26± 0,06

-:- 11-13 лет

1,39± 0,06

1,23± 0,08

1,41± 0,06

-:- 15-17 лет

1,55± 0,12

1,43± 0,08

1,70± 0,12

Девочки 7- 9 лет

1,35± 0,08

1,22± 0,06

1,23± 0,09

-:- 11-13 лет

1,47± 0,1

1,45± 0,06

1,41± 0,05

-:- 15-17 лет

1,36± 0,1

1,41± 0,11

1,26± 0,08

 

школе 14 в 11-13 лет наблюдаются наименьшие значения АКО. В школе 232 в этом же возрасте наблюдаются наибольшие значения АКО. В школе 118 в этой же возрастной группе значения АКО статистически не отличаются от остальных групп.

 

Таблица 2.

Изменения адаптационного компонента ортостатической реакции (АКО).

 

АКО

Школа 14

Школа 118

Школа 232

Мальчики 7- 9 лет

2,09± 0,25

1,66± 0,20

1,68± 0,14

-:- 11-13 лет

2,06± 0,27

1,64± 0,17

2,54± 0,37

-:- 15-17 лет

2,51± 0,42

2,79± 0,48

2,77± 0,74

Девочки 7- 9 лет

1,97± 0,29

1,47± 0,14

1,89± 0,19

-:- 11-13 лет

1,24± 0,09

1,89± 0,30

2,04± 0,32

-:- 15-17 лет

2,25± 0,46

1,99± 0,36

1,66± 0,26

 

Существенный разброс значений АКО в разных школах, по-видимому, обусловлен особенностями возрастного развития Московских и Подмосковных школьников. В г. Орехово-Зуево в школе №14 очень низкое значение АКО у школьниц 11-13 лет вероятнее всего связано с высокой активностью высших вегетативных центров, как это следует из данных, представленных в предыдущем разделе. Следовательно, низкие значения АКО в данном случае могут быть обусловлены тем, что активация более высоких уровней управления тормозит симпатотоническую реакцию на ортопробу. Возможно, именно благодаря повышенной активности высших вегетативных центров у этих школьниц отмечается относительно более высокая сосудистая реактивность (см. табл.). Обращает на себя внимание также очень низкое значение АКО в группе старших девочек школы 232 . В этой группе, судя по данным предидущего раздела, наблюдалось практически полное отсутствие изменгений VLF при ортопробе. Поскольку активация подкоркового сердечно-сосудистого центра в определенной мере отражается на мощности медленных волн второго порядка (VLF), то низкая активность симпатического отдела вегетативной нервной системы в ответ на ортопробу вполне объяснима.

При анализе показателей вариабельности сердечного ритма были выявлены следующие общие для всех школ изменения. При переходе из положения “лежа” в положение “стоя” наблюдается закономерное уменьшение SDNN, RMSSD, pNN50 и рост ИН. Спектральные компоненты вариабельности сердечного ритма также

 

 

Рис. 2. Абсолютные значения мощности спектральных компонентов сердечного ритма ( в сек. в квадрате) при ортостатической пробе в разных возрастно-половых группах школьников ( Школа №14, г. Орехово-Зуево).

 

закономерно изменяются: HF% снижается, LF% растет, а VLF% изменяется неоднозначно. Следует отметить, что в младшей возрастной группе прирост ИН (а также снижение SDNN, RMSSD, pNN50) и увеличение относительной мощности LF выражены в меньшей степени, чем в средней и старшей группах школьников.

Однако в каждой из школ наблюдались свои особенности. В школе №14 (Орехово-Зуево) в возрастной группе 11-13 лет (у мальчиков и девочек) отмечено достоверное уменьшение SDNN, RMSSD, pNN50 и абсолютных значений HF в положении “Лежа”.. На рис. 2 представлены данные об изменении абсолютных

значений спектральных компонентов сердечного ритма при ортопробе в различных возрастно-половых группах. Общей закономерностью является снижение SHF во всех группах и снижение SLF и SVLF в возрастных группах 7- 9 и 15-17 лет. Мальчики и девочки 11-13 лет отличаются более низкими значениями всех спектральных компонентов и при переходе в положение “стоя” у них наблюдается рост SVLF-компонента спектра.

В московской школе № 232 с возрастом у мальчиков наблюдался рост не только абсолютных значений LF и VLF, но и HF. У девочек такие изменения наблюдались только в средней возрастной группе. В московской школе № 118 у девочек с возрастом показатели SDNN, RMSSD, pNN50 не растут, а снижаются. Такая же динамика наблюдается со стороны абсолютных значений LF и VLF. Здесь же отмечается достоверного уменьшения LFT при ортопробе у мальчиков 15-17 лет (у старших девочек только тенденция).

Обсуждение результатов. Указанные особенности изменений показателей вариабельности сердечного ритма в отдельных школах, повидимому, обусловлены как спецификой учебного процесса, включая физическую подготовку и режим занятий, так и экологическими условиями территории, где расположены эти школы. Как известно, младшие школьники (7-9 лет) наиболее чувствительны к различным изменениям социальной и экологической обстановки. В Орехово-Зуево ЧСС у этих детей на 10 уд\мин ниже, чем у московских школьников, хотя существенных различий в АД не отмечается. Важно также отметить, что у Орехово-Зуевских школьников наблюдается статистически значимо более высокие значения SDNN, притом, что такие показатели как RMSSD, pNN50 и ИН статистически не различаются. Подобная же картина наблюдается и в отношении спектральных характеристик сердечного ритма. Абсолютные значения мощности всех компонентов спектра у Орехово-Зуевских школьников статистически достоверно выше, а относительные значения не различаются.

При сравнении реакций на ортостаз единственным различием является отсутствие статистически достоверных изменений абсолютной мощности LF и VLF у московских школьников, в то время как Орехово-Зуевских при переходе в положение “стоя” отмечается значительное достоверное более чем двухкратное падение мощности LF и VLF компонентов спектра. Что касается относительных значений спектральных компонентов, то во всех группах отмечается закономерная реакция роста LF-компонента спектра в ответ на ортостатическую нагрузку.

Снижение SDNN и абсолютных значений мощности спектра, наблюдаемое у младших школьников в Москве по сравнению с г. Орехово-Зуево может быть обусловлено активацией высших вегетативных центров, что оказывает тормозящее воздействие на нижележащие уровни регуляции. Подбная активация обычно бывает обусловлена двумя причинами: а) Усилением деятельности высших вегетативных центров (гипоталамо-гипофизарный уровень нервно-гормональной регуляции) вследствие нарушения функций регуляции физиологических процессов в системах и органах в результате тех или иных патологических изменений и заболеваний. При этом, функции управления переходят с низших, автононых уровней к высшим, центральным (5) б) Активацией высших вегетативных центров в результате возбуждения корковых и подкорковых структур вследствие внешних стрессорных воздействий (эмоциональный и психический стресс, умственная работа и.т.п). Следует отметить также и наличие эндогенных причин возбуждения корково-подкорковых структур: психические заболевания, начальные стадии опухолей мозга и.т.п. Более высокую активацию высших вегетативных центров у московских школьников можно было бы связать с более значительным психо-эмоциональным стрессом. Такое предположение не лишено оснований, учитывая более напряженный темп столичной жизни. Не следовало бы также игнорировать и менее благоприятную экологическую обстановку в таком крупном городе как Москва по сравнению с небольшим подмоскомным городом на расстоянии около 100 км. от Москвы.

Мы не обнаружили подобного же явного различия в показателях у школьников 12 и 16 лет. Как известно, в 12-13 летнем возрасте начинаются процессы полового созревания (особенно у девочек). Это ведет к повышению активности подкорковых нервных центров, гипоталамуса и гипофиза, участвующих в формировании нового гормонального статуса созревающего организма. При этом тормозится активность автономных центров, включая сердечно-сосудистый, что проявляется снижением SDNN и абсолютной мощности всех спектральных компонентов. Из рис. 2 видно, что у 12-летних детей значения этих показателей снижаются по сравнению с 7-8-летними. Заметим, что в школе 232 (в центре Москвы) 12-летние школьники отличаются существенно более высокими значениями абсолютной мощности спектра в LF и VLF- диапазонах. Они же отличаются достоверно более активной реакцией вазомоторного центра на ортостатическую пробу (достоверно более высокий прирост относительных значений LF) и более высокими значениями адаптационного компонента ортостатической реакции (АКО). Эти особенности могут быть связаны с более высокой физической подготовкой школьников в этой школе (в школе существует спортивная специализация).

Заключение. Отмеченные выше возрастно-половые особенности показателей вариабельности сердечного ритма и их изменений при ортопробе, а также особенности, выявленные при обследовании различных школ, должны быть учтены при проведении скрининговых исследований. Речь идет прежде всего о сложности разработки возрастно-половых нормативов для показателей вариабельности сердечного ритма. Для показателей сердечно-сосудистого гомеостаза создание нормативов более реалистично. Так же непростой задачей является разработка критериев для оценки функциональных резервов вегетативной регуляции по результатам ортостатической пробы. Это связано с необходимостью учета не только гомеостатического и адаптационного компонентов ортостатической реакции, но и исходного статуса - уровня функционирования сердечно-сосудистой системы и степени напряжения регуляторных систем.

Мы считаем целесообразным при анализе данных скрининговых исследований использовать два вида критериев: диагностические и прогностические. Диагностические критерии предназначены для выявления школьников, которые требуют дополнительного медицинского обследования и наблюдения в связи с возможными отклонениями в состоянии здоровья. Они должны основываться на медицинских показаниях и учитывать диагностически значимые изменения анализируемых показателей. Здесь могут использоваться преимущественно данные исходного статуса при исследовании в положениях “лежа” или “сидя”. Для решения диагностических задач скрининга могут применяться автоматизированные системы анализа данных с выдачей компьютерных заключений. Одной из таких систем является “Варикард” (6). Прогностические критерии предназначены для выделения групп риска, которые не нуждаются в медицинском наблюдении, но требуют соответствующего отношения педагогического персонала и родителей в интересах сохранения здоровья и повышения физических возможностей и умственной работоспособности школьника. Прогностические критерии должны основываться на оценке степени напряжения регуляторных систем, обеспечивающих сохранение сердечно-сосудистого гомеостаза и оценке функциональных резервов систем регуляции по результатам ортостатической пробы. При этом должен быть реализован индивидуальный подход к оценке данных и автоматизированные системы анализа могут использоваться лишь как консультативные.

 

Литература

 

1. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ сердечного ритма при стрессе. М., 225 с.,-1984.

 

2. Баевский Р.М., Баевский А.Р., Лапкин М.М. , Семенов Ю.Н., Шалкин П.В. Медико-физиологические аспекты разработки аппаратно-программных средств для математического анализа ритма сердца. Российский медико-биологичеаский вестник, ,1-2, с.104-113, 1996

 

3. Баевский Р.М., Берсенева А.П.. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М., Медицина, 1997, 236 с.

 

4 .Берсенева И.А. Возрастные особенности вегетативной регуляции сердечного ритма при ортостатической пробе у школьников. Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий. Международный симпозиум., М., 1999 с.145-147.

5. . Парин, В.В.,. Баевский Р.М. Введение в медицинскую кибернетику. М., Медицина, 1966, 220 с.

6. Семенов Ю.Н., Баевский Р.М. Аппаратно-программный комплекс “Варикард” для анализа вариабельности сердечного ритма и перспективы его развития. Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий. Международный симпозиум., М., 1999, с. 172-174.

7. Тупицин И.О., Догадкина С.Б. Влияние учебной деятельности на функциональное состояние сердечно сосудистой системы младших школьников \\ Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы ребенка в процессе учебной деятельности. М., 1985. С. 88-94;

 

8. Heart rate variability. Standards of Mesurement, Physioligical Interpretation and Clinical Use. Circulation,93:1043-1065,1996

 

Читайте также:

Отек Квинке

О роли и месте иммунопрофилактики в системе охраны здоровья населения на современном этапе 

Обострение наследственной метгемогобинемии у близнецов грудного возраста

Особенности обмена щавелевой кислоты при расстройствах тонкокишечного переваривания и всасывания у детей

Оценка тяжести атопического дерматита у детей по международной системе SCORAD

Особенности обмена щавелевой кислоты при расстройствах тонкокишечного переваривания и всасывания у детей синдромом мальабсорбции и кожными проявлениями аллергии

Обмороки. Роль ортостатических проб в диагностике и выборе терапии

О диагностических возможностях анализа восстановленных функций зависимостей хронокардиографических параметров от изменения состояния пациента

О некоторых неиспользованных возможностях статистических методов в кардиологии

Ортостатические расстройства кровообращения неустановленной этиологии: исследования колебаний частоты сокращений сердца методом спектрального анализа

Показатели центральной гемодинамики при стабилографических пробах вертикальной позы человека

Клинические, рентгенологические и эхотомоскопические сопоставления при гиперплазии вилочковой железы у детей раннего возраста

Поделиться или сохранить себе

Статьи
Лекарства
Безопасность лекарств

Рубрикатор по Мед2000.ru

Анализы

Акушерство

Аллергология

Андрология

Гастроэнтерология

Гематология

Гинекология

Дерматология

Диетология

Иглотерапия

Иммунология

Инфекции

Кардиология

Косметология

Неврология

Нефрология

Онкология

Оториноларингология (ЛОР)

Паразитология

Педиатрия

Психиатрия

Психология

Пульмонология

Ревматология

Сексология

Стоматология

Терапия

Урология

Фармакология

Хирургия

Эндокринология

Эпидемиология

Другие специальности

 

Энциклопедии

Вопросы и ответы

Анализы. Инфекции

Аллергии

Здоровый человек

Атопический дерматит

Секс

Термины

Материалы ВОЗ

Нетрадиционные методы

Сам себе 03

Прививки

Косметика

 

Лекарства

От А до Й

От К до Н

От О до С

От Т до Я

 

Психология

Рецепты

 

Врачу

Справочник врача

Научные статьи, тезисы, литобзоры, методички

Переводы

Скорая помощь

 

Рубрикатор: Анализы, Акушерство, Аллергология, Андрология, Гастроэнтерология, Гематология, Гинекология, Дерматология, Диетология, Иглотерапия, Иммунология, Инфекции, Кардиология, Косметология, Неврология, Нефрология, Онкология, Оториноларингология (ЛОР), Паразитология, Педиатрия, Психиатрия, Психология, Пульмонология, Ревматология, Сексология, Стоматология, Терапия, Урология, Фармакология, Хирургия, Эндокринология, Другие специальности:, Анестезиология Ангиология, Гепатология, Наркология, Нейрохирургия, Неонатология Ортопедия, Офтальмология, Проктология, Реаниматология, Травматология, Фтизиатрия,

Сайт Библиотека Здоровья - Большая медицинская библиотека - www.med2000.ru (до 1999г - www.gabr.org) создан в 1998 году

©Med2000.ru, Gabr.org

Правила копирования информации с сайта Мед2000 для использования в Интернет

Представленная на сайте информация не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации лечащего врача.

Страницу лучше просматривать при среднем размере шрифта